Даже если вы совершенно равнодушны к технике, паровозные прогулки по Москве станут для вас настоящим открытием.

На Рижском


Паровоз — нечто гораздо более романтичное, чем просто средство передвижения. Тут вам и книжные ассоциации (от Анны Карениной до Гарри Поттера), и масса киновпечатлений (от «Прибытия поезда» Люмьеров до «Края» с Машковым). Наконец, кто же не помнит чудный советский мультик «Паровозик из Ромашково»! В любом случае, паровозная прогулка в старинное депо «Подмосковная» оставляет ощущение участия в настоящем перформансе. На ретропоезде, как на машине времени, можно переместиться в самое начало XX века.

Начинается прогулка на Рижском вокзале с визита в Музей истории железнодорожной техники. Пожалуй, это самое оживленное место на миниатюрном чистеньком вокзальчике, которому самому уже недалеко до статуса музея: в его расписании значится лишь два поезда дальнего следования — до Риги и до Великих Лук. А ведь построенный в 1901-м, бывший Виндавский вокзал когда-то занимал первое место по числу пассажиров во всей России. Теперь даже часы на перроне не идут, что, впрочем, для путешествия в прошлое как раз то, что нужно.

Железные путейцы


В интерьерном вагоне особенно чувствуются все прелести прогулки на ретропоезде.

Слева от камеры хранения — вход в Музей истории ж/д техники. Точнее, ворота: все его экспонаты стоят прямо на путях, под открытым небом. И первый из них — ценнейший раритет, легендарная «Овечка». Так любовно называли грузовые паровозы серии Ов. Их перестали выпускать в 1928-м, но они исправно служили вплоть до 60-х и участвовали во всех войнах, революциях и стройках — уж очень удачная была конструкция, легкая и прочная. Кстати, такой же паровоз снимался в «Неуловимых мстителях», в знаменитом эпизоде с погоней, где «бурнаши мост подожгли». Музейная «Овечка» восстановлена в том виде, который она имела на момент выпуска в 1903 году: за стеклами фонарей — еще керосиновые лампы! К паровозу прицеплены открытая платформа и «теплушка» — самый популярный вагон первой половины XX века. Чего только не перевозили в таких вагонах — зерно, солдат, заключенных...

Паровозная прогулка — удовольствие для всех. Для людей старшего возраста — это ностальгическая встреча с юностью, Для детей — гигантские «ожившие игрушки», для продвинутой молодежи — романтическое путешествие во времени.

Есть в музее и вагон-лазарет, и вагон-операционная, и вагон-салон — с залом для заседаний, портретом Кагановича и мягкими диванами. И, конечно, тут представлен весь цвет отечественного паровозостроения: за сериями ФД и СО скрываются имена Феликса Дзержинского и Серго Орджоникидзе. А вот «самого лучшего в мире» паровоза — ИС (Иосиф Сталин) — нет. С 1991 года, когда паровозы в массовом порядке пошли «под нож», многие «шедевры» были утрачены. Впрочем, энтузиасты ищут экспонаты по всей стране — может, когда-нибудь найдут и ИС (пока что его можно увидеть только на вокзале в Киеве). Красавец ИС часто изображали на советских марках и открытках (есть он, кстати, и на картине Александра Лабаса, чья выставка до 18 мая проходит в Третьяковке). Так что если вы до сих пор думали, что все паровозы на одно лицо, тут вы убедитесь в обратном. Первые тепловозы, первые электрички, дрезины и снегоочистители... И между ними, прямо на путях, свежеокрашенные скамейки: подниматься на экспонаты запрещено, так хоть рядом посидеть. А пока мы от души погружаемся в «паровозоведение», раздается мощный гудок. Это на платформу прибывает наш поезд.

Музей истории железнодорожной техники МЖД / пл. Рижского вокзала, 1 / 266-82-21 / открыт ежедневно, кроме пн, вт, с 10.00 до 16.00 / билеты: взрослый — 40 р., детский — 25 р.

В депо


Какая же «лошадка» потянет за собой наш состав в три вагона? Это представитель серии Э, самой многочисленной и распространенной, за что она и попала в Книгу рекордов Гиннесса. Такие паровозы были надежными и крайне неприхотливыми в плане топлива: работали на угле и на мазуте, на мокрых дровах и даже на сушеной вобле.

Вся дорога до «Подмосковной» занимает не больше получаса. Не сказать, чтобы виды из окон как-то особенно радовали глаз, — разве что молодая зелень Тимирязевского лесопарка. Гораздо больше впечатляет сам факт того, что вагоны тянет живой паровоз, который периодически издает звучные гудки и будто переносит нас на киносъемочную площадку. Ну и еще забавно наблюдать за реакцией прохожих, которые неожиданно видят перед собой пыхтящую и дымящую машину. Общие вагоны с креслами «как в самолете» — тоже уже своеобразное ретро. Стены увешаны фотографиями паровозов, проводницы предлагают чай, а гид всю дорогу развлекает пассажиров байками на тему.

Итак, мы подъезжаем. «Подмосковная» буквально застыла во времени. Такие сугубо служебные постройки, как водонапорная башня, «нарядная» (иначе говоря, диспетчерская) и «дом отдыха» локомотивных бригад, — просто образцы деревянного модерна. И главное, они до сих пор используются по прямому назначению. За копотью и мазутом просматриваются архитектурные детали их ровесника — краснокирпичного веерного депо.

Гвоздь программы — разворот паровоза на уникальном поворотном круге. Обычно с его помощью паровоз или какой-то другой локомотив загоняют в определенный отсек депо. Но наш просто вращается, как на подиуме, чтобы мы разглядели его во всей красе. Еще интересно понаблюдать за тем, как паровоз заправляется водой из колонки, которой тоже уже немало лет. За 15 минут в тендер заливается 28 тонн — их хватает на 70 км пути, потом требуется новая заправка. Вот и все маневры, мы садимся в вагоны и через полчаса — снова на Рижском.

Терра инкогнита


После войны стали массово строить тепловозы. Их КПД был 30%, а у паровозов — максимум 9.

Другой паровозный маршрут — по Малому кольцу МЖД — покажет вам совершенно неизвестную столицу. Ведь многие, если и слышали об Окружной дороге, имеют о ней очень приблизительное представление. Тем не менее эта 54-километровая трасса с четырьмя мостами и пятнадцатью станциями на момент своего открытия в 1908 году считалась образцово-показательной. В основном она предназначалась для переброски транзитных грузов, но вплоть до 1930-х по ней возили и пассажиров. Удивительно, но с тех пор уцелело очень многое — и сейчас на маршруте можно наблюдать здания вокзалов в стиле модерн (на Канатчиково, например, сохранился целый комплекс служебных построек). Вот только выход на станциях не гарантируется — все-таки дорога не пассажирская.

Помимо прогулок в паровозное депо и по Малому кольцу МЖД, на ретропоезде можно отправиться и в ближнее Подмосковье, например, в Звездный городок. И дальше — в Тулу и Ясную Поляну, в Коломну, Торжок, Осташков или Оптину пустынь.

По пути поезд четыре раза пересекает Москву-реку, и с мостов открываются отличные виды: на Новодевичий монастырь, Сити, ВВЦ, Ботанический сад... Но в основном за окном, увы, безрадостная промзона. Хотя все может измениться уже в ближайшем будущем. Московские власти всерьез намерены пустить по Окружной электрички и благоустроить прилегающие территории. Первые поезда обещаются уже в 2013-м. А пока прокатиться по этой дороге можно лишь на паровозе, причем не только в обычном вагоне, но и в интерьерном. Это обойдется вдвое дороже, зато и впечатление будет вдвое сильнее. Стартует прогулка на Киевском вокзале, а завершается — на Рижском.

Прогулка в депо «Подмосковная» устраивается каждые субботу и воскресенье с 12.00. Билеты можно купить прямо перед экскурсией, в кассе ж/д музея (взрослый — 700 р. + 40 р. (вход в музей), и детский — 485 р. + 25 р.). Билеты на прогулку по Малому кольцу МЖД (800 р. и 485 р.) нужно бронировать заранее, а расписание и способы оплаты уточнять на www.retropoezd.ru.


  • 1834 г. — крепостные мастера, отец и сын Черепановы, построили на Урале первый русский паровоз.
  • 1837 г. — открылась первая российская железная дорога — Царскосельская. Ее называли «увеселительной» и прогулочной: она связала Санкт-Петербург с Царским Селом, а в 1838-м и с Павловском.
  • 1901 г. — пока достраивался Рижский вокзал его поезда принимала станция «Подмосковная».
  • 1908 г. — сейчас все вокзалы на Окружной бело-голубые, а изначально, в 1908-м, они были бело-красными.