Киноманская жизнь столицы имеет свой календарь, и отсчет нового года начинается со дня закрытия очередного ММКФ. Когда-то фестиваль действительно становился событием мирового масштаба, но теперь лишь слабо поблескивает в лучах былого величия.

Сложно однозначно сказать, что именно стало первым тревожным звонком в судьбе нынешнего ММКФ: отказ Михаэля Ханеке от вытребованной председательской должности или объявление конкурсной программы фестиваля. С точки зрения общественного резонанса, скандал с австрийским режиссером был, безусловно, громче. Судя по предоставленной дирекцией фестиваля переписке, Ханеке дал самоотвод непростительно поздно, соблазнившись шансом поставить давно пестуемый проект. Причем больше всего всех расстроил не отказ как таковой, а тот факт, что подобная ситуация возможна в принципе. На фоне речи Никиты Сергеевича Михалкова о подъеме российского кино и начавшемся завоевании утраченных рубежей, поступок Ханеке наглядно продемонстрировал обратное. И ладно бы дело ограничилось необязательным австрийцем, так нет, переговоры с еще тремя видными кинематографистами, чьи фамилии тактично не назывались, тоже зашли в тупик. Даже Питер Гринуэй, приезжавший на ММКФ год назад, и тот предпочел разработку новой картины чести председательства.
Еще больше вопросов вызвала непривычно тусклая конкурсная программа, в которой не было ни одной премьеры, не считая нескольких арт-хаусных постановок. Принятые в прошлом году послабления в регламенте проведения международных фестивалей сделали возможным включение в конкурс картин, не только уже демонстрировавшихся в прокате, но и участвовавших в других фестивалях – что вроде бы и развязало отборочной комиссии руки, но, одновременно заставило вспомнить о собственной гордости и нежелании быть как все. Поэтому в программе, составленной, к слову, с оглядкой на вкусы ренегата Ханеке, откровенно развлекательные ленты соседствовали с почти сюрреалистическими, а два самых «народных» фильма конкурса («Сколько ты стоишь?» и «Спроси у пыли») не брезгующие контрафактом зрители успели посмотреть задолго до начала фестиваля. С тяжелой руки Михаэля Ханеке не все заладилось и с гостями, теми самыми именитыми персонами, присутствие которых должно создавать атмосферу шикарного празднества. Конечно, никто не говорит, что нужно впадать в крайности и комплектовать состав приезжих селебрити одними голливудскими лицами или, напротив, людьми, фамилии которых известны лишь узкому кругу знатоков. Но для фестиваля класса «А» обходиться двумя с половиной звездами как-то несерьезно. При всех неумолимых заслугах Чена Кайге, китайский режиссер совсем не та персона, что способна создать вокруг ММКФ зрительский ажиотаж, а приехавший на церемонию закрытия Жерар Депардье гость в нашей стране настолько частый, что успел даже отметиться рекламой кетчупа. В сухом остатке только живой классик Бертран Блие, как приманка для киноманов, и секс-символ 70-х Жаклин Биссе, покорившая тогдашнюю молодежь мокрой майкой в «Бездне». Та аудитория, что ходит в кинотеатры сегодня, осталась как бы не у дел – не сложилось ни с Моникой Белуччи, визит которой обещали к показу «Сколько ты стоишь?», ни с Энтони Хопкинсом, ради приезда которого дважды, а то и трижды переносилась премьера «Самого быстрого «Индиана». Даже подтвердивший свое присутствие мэтр французского кинематографа Клод Лелуш, и тот, сославшись в последний момент на проблемы со здоровьем, так и не прилетел в Москву. Единственная в программе голливудская постановка, мелодрама «Спроси у пыли», осталась вообще без пресс-конференции (плакали надежды увидеть живьем Колина Фаррелла, Сальму Хайек или Дональда Сазерлэнда), а демонстрацию фильма закрытия, каннского лауреата «Возвращение» Педро Альмодовара, не почтил своим вниманием ни один из его создателей.
Отчасти удалось реабилитировать фестиваль внеконкурсной программе. На показы «Науки сна» Мишеля Гондри («Вечное сияние чистого разума») и «Трех могил» Томми Ли Джонса прорваться было невозможно. Билеты на единственный сеанс французского триллера «13» публика смела в течение получаса, а на спецпоказ «Мастера и Маргариты» Юрия Кары не могли попасть даже те счастливчики, кто раздобыл себе приглашения. Приятным фоном стала русская программа, подарившая возможность отсмотреть почти все фильмы минувшего «Кинотавра». Зато традиционные «Гала-премьеры» и «Вокруг света» оказались под стать основному конкурсу – ни одной постановки, вызывающей жгучего нетерпения, сплошь Европа и арт-хаус, рядом с которыми даже слэшер «У холмов есть глаза» показался шедевром.
XXVIII ММКФ наглядно показал, что переживает серьезный кризис. Именитые гости обходят его стороной, а кинематографисты не толкаются в очереди, стремясь вперед других отдать свои работы в конкурс. От былой славы, когда на московский показ были устремлены взгляды все мира, а в фойе кинотеатра можно было встретить Лукино Висконти, Тосиро Мифунэ, Роберта Де Ниро или Ричарда Гира остались одни воспоминания. Как исправить ситуацию? Всего-навсего нужно просто перестать пытаться угодить всем и задать фестивалю четкие критерии. Скажем, сделать его рупором авторской кинематографии, или, напротив, превратить в жанровый смотр. А до тех пор, пока ММКФ делается «и нашим, и вашим», ни о каком авторитете речи идти не может. Особенно на мировой арене.