Пять шагов к «Оскару»

5 марта состоится без преувеличения главное кинособытие года – 78-я церемония вручения наград Американской киноакадемии. Накануне грандиозного шоу «ВД» рассказывает, какие испытания проходят претенденты на пути к заветной статуэтке.

Получая в награду золотую фигурку рыцаря Оскара, принято благодарить: маму, папу, товарищей по работе, страну Америку… и так вплоть до Бога, создавшего небо и землю, а значит, и все на земле, включая кинематограф, а также Академию и сам престижный приз, сжимаемый в руках. Но уложиться со всеми благодарностями необходимо в 45 секунд.

А вот чтобы пережить свои 45 секунд славы, готовиться нужно долго и тщательно. Снять отменный фильм при этом – даже не полдела, а – в лучшем случае – одна пятая часть пути к главной награде.

Шаг первый: попасть в список номинантов

Так, как же заполучить заветную статуэтку? Достаточно соблюсти простые правила «оскаровской» игры. В качестве сюжетной основы картины следует использовать простую и в тоже время предельно политкорректную историю с четкой моралью в финале. Фильм должен отличаться постановочным размахом и внушительным (не менее двух с половиной часов) хронометражем. Размер для киноакадемиков имеет первостепенное значение. Изложение сюжета допускается только классическим киноязыком. Использование новаторских приемов при написании сценария или в режиссуре дисквалифицируют картину. Желательно, чтобы действие фильма происходило в прошлом. Картины, основанные на историческом материале, имеют большие шансы на успех.

Несоблюдение этих правил грозит неизбежным поражением в битве за золотую статуэтку. Кроме того, чтобы картина не пролетела мимо списков номинантов, она должна идти хотя бы в одном кинотеатре Лос-Анджелеса в течение недели, причем премьера должна состояться не позднее 31 декабря. Примерно в то же время (в конце года) на маленькой фабрике Р.С. Оуэнса в Чикаго начинается привычный процесс изготовления статуэток. Весь цикл длится три-четыре недели. Всего в результате получается 60 «Оскаров».

Шаг второй: понравиться киноакадемикам

Даже если лента побила рекорды проката, ее судьбу определяют не зрители – а киноакадемики – 5700 уважаемых в Америке людей от кино. Академия – это что-то вроде нашего Союза кинематографистов, то есть – огромный и по своей сути бюрократический орган. Но именно академикам в течение всего года со всех студий присылают новые фильмы и маститые, и начинающие режиссеры, продюсеры и агенты. В идеале, академики обязаны просмотреть весь поток, который обрушивается на их головы. Но люди они занятые, и многие (на самом деле – практически все!) из них уже не очень молоды. Так что академики, увы, физически не могут просмотреть абсолютно всё кино. Но из потока они обязаны выделить каждый свой список. И они выделяют. Уж как могут.

К 10 января списки фильмов, попавших в списки всех академиков, и тем самым получивших право вступить в борьбу за «Оскар», сведенные в один лист, разбитый по номинациям, рассылаются членам Академии для окончательного выбора победителей.

В середине февраля объявляются номинации на «Оскар» и создаются финальные списки, в которых академики отмечают всего по одной картине в каждой номинации. Победителем станет фильм, актер, режиссер (и так далее), который получит больше «академических» голосов.

Шаг влево: договориться с киноакадемиками

Надо сказать, что и студии, и отдельные кинематографисты стараются всячески повлиять на голосование. Охмурить по отдельности каждого из членов Академии пока еще никому не удавалось, но стремиться к этому можно. В последнее время в этом особенно преуспел президент компании «Мирамакс» Харви Вайнштейн – «Харви Руки-Ножницы» (его так прозвали за болезненную склонность сокращать режиссерские версии фильмов).

Когда «мирамаксовский» «Влюбленный Шекспир» соревновался за «Оскар» со спилберговским «Спасением рядового Райана», Вайнштейн не только лично водил членов Академии по шикарным ресторанам, но и заказал в прессе сотни написанных по заказу статей, посвященных фильму. Аналогичная ситуация повторилась в 2003 году, когда Вайнштейн «продвигал» оскаровского номинанта «Банды Нью-Йорка».

Шаг вправо: не пострадать от киноакадемиков

На «Оскаре» умудряются зарабатывать не только кинопродюсеры, но и сами академики. Америка до сих пор вспоминает прошлогодний скандал, виновником которого стал член Академии актер Кармейн Кариди. Он продавал пиратам диски с копиями фильмов-номинантов, которые ему присылали на просмотр.

Шаг третий: подготовка к шоу

В конце февраля номинантам пора готовиться к торжественной церемонии. Поскольку дальше процесс начинает стремительно набирать обороты – уже в марте объявят победителей. И пока номинанты продумывают речь на 45 секунд, в самом центре Голливуда в комплексе «Кодак» готовят шоу года.

Комплекс включает в себя зрительный зал на 3500 зрителей, торговый центр, отель с гигантским танцевальным залом и комнату для прессы, вмещающую 1500 журналистов. Но главное, конечно, огромная ковровая дорожка, по которой на глазах зрителей, перед объективами многочисленных кино- и фотокамер проходят на церемонию ее участники.

Шаг четвертый: я иду по ковру

Появление на ковровой дорожке будущих оскароносцев повторяют все каналы телевидения во всех странах мира не по одному разу. Дресс-код исключает лишь одежду для бомжей, все остальное можно. Самым скандальным, похоже, так и осталось платье Шер, в котором она прошла по красной дорожке в 1974 году: репортеры тогда назвали это платье «нарядом одалиски», а зрители задавались вопросом: станцует ли Шер танец живота, получая «Оскар»? Не станцевала. <[>Зато образцом для подражания считается платье топ-модели Клаудии Шиффер, в котором она посетила церемонию награждения в 1995 году. Вечернее платье от Versace смотрелось на девушке настолько замечательно, что Клаудиа напомнила публике сказочную сирену. Фотографии Клаудии вошли в золотой фонд церемонии «Оскар», а платье под условным названием «платье сирены» – в историю моды.

Модным критикам угодить очень сложно. На прошлогоднем вручении «Оскаров» лишь две голливудские дивы сумели понравиться буквально всем: Кейт Уинслет в небесно-голубым платье от Badgley Mischka, напоминавшим одеяния греческих богинь, с изысканной вышивкой на корсаже; и Кейт Бланшет, которая продемонстрировала безупречный вкус, выбрав бледно-желтый шелковый асимметричный наряд со шлейфом и атласным поясом цвета бургундского от Valentino.

Самым нелепым нарядом за историю «Оскара» пока считается тот, в котором в 1989 году появилась на церемонии Деми Мур. Это был костюм собственного изготовления и дизайна. По мнению репортеров, он символизировал вечное движение… в тренажерный зал. И представлял собой что-то вроде велосипедного костюма, к которому пришили шлейф и рюши. А самым необычным нарядом до сих пор считается платье Лиззи Гардинер, дизайнера по костюмам. Оно было сделано из карточек American Express.

Шаг пятый: «Оскар»!

В общих чертах процедуру награждения знают все: ведущие вскрывают конвертик, называют имя, герой хватается за сердце и на подкашивающихся ногах идет на сцену… Но какая же пафосная церемония обходится без конфузов и скандалов? Как показал специально проведенный опрос, треть телезрителей смотрят «Оскар» именно в надежде стать свидетелями какого-нибудь конфуза. Или небольшого скандала. И ожидания их оправдываются. Холли Берри на сцене «включила» истерику. Роберто Бениньи прыгал по спинкам кресел для гостей. Джэк Пэланс упал-отжался 4 раза на одной руке. Продюсер же Збигнев Рябчински, получив главный приз за лучший мультфильм, когда спускался со сцены, на радостях съездил охраннику по физиономии, после чего загремел в околоток.

Впрочем, наиболее скандальное происшествие произошло в 1973 году, когда на сцену выскочил абсолютно голый актер. Ведущий, не растерявшись, заметил: «Подумать только, этот человек смог вызвать смех публики, показав то, чего у него не хватает». Тут блекнет даже конфуз с Барброй Стрейзанд, у которой по пути на подиум лопнули по шву туго натянутые брюки из прозрачной ткани.

Что же такое «Оскар»

Что же на самом деле получают счастливые призеры? Начнем с того, что статуэтка высотой около 35 сантиметров сделана вовсе не из золота, а из сплава олова, меди и сурьмы и покрыта слоями меди, никеля, серебра и золота. Раньше победитель мог заложить своего «Оскара», получить за него сумму деньгами или просто продать. Точная цена статуэтки всегда держалась в секрете (чаще всего мелькает цифра $330 по себестоимости). Стивен Спилберг на аукционе заплатил $578 000 за «Оскар», выигранный его кумиром актрисой Бэтт Дэвис в 1938 году (картина «Изабель»), а в 1996 году он же потратил $607 000, чтобы завладеть статуэткой не менее любимого своего актера Кларка Гейбла (фильм «Это случилось однажды ночью», 1934).

Но главные дивиденды, конечно, всемирная слава и дополнительные кассовые сборы. «Ночь «Оскаров», – говорил Марлон Брандо, отношения которого с Американской Киноакадемией не отличались любовью, – не искусство, а коммерция! Если публика хочет грязи и мерзости – дадим ей грязь и мерзость! Давайте вручать друг другу мешки с деньгами вместо статуэток!» Маленькая статуэтка действительно приносит фильму до $50 млн дополнительных сборов. Для примера, «Красота по-американски» набрала в прокате лишь $70 млн., а после того, как в 2000 году картина получила сразу пять статуэток, доходы от проката составили уже $130 млн. Так что номинантам есть за что благодарить маму, папу, товарищей по работе, страну Америку… и так вплоть до Бога, создавшего небо и землю, а значит, и все на земле, включая кинематограф, а также Академию и сам престижный приз, сжимаемый в руках.

ФАКТЫ

«Оскар»: история

  • Концепцию и эскиз будущего приза – фигурку рыцаря, держащего перед собой меч и стоящего на катушке с кинопленкой – предложил художественный руководитель студии «Метро-Голдвин Майер» Седриком Гиббонсом в 1928 году. Никакого особого символизма фигура не несла – просто красиво. Первая церемония вручения наград состоялась 16 мая 1929 года и длилась всего 4 минуты 22 секунды. В этот день вручили семь золотых статуэток.
  • Первые два года «Оскаров» отливали вручную из бронзы и покрывали золотом самой высокой пробы. В истории, правда, был и «Оскар» из гипса, который изготавливался во время Второй мировой. Есть еще один деревянный с щелкающей челюстью - его получил знаменитый чревовещатель Эдгар Берген.
  • Вопрос, почему статуэтку назвали именно «Оскаром», остается открытым. Существуют две легенды. По одной из них, такое имя дала библиотекарь Академии Маргарет Хэмик, нашедшая у скульптуры сходство с ее дядей Оскаром. По другой, менее распространенной, актриса Бэтт Дэвис (двукратная лауреатка этой награды) заявила, что скульптура напоминает ей последнего по счету ее любовника – «весельчака Оскара».

«Оскар-2006»: прогнозы

Работу академиков в этом году трудно назвать легкой: по главной категории номинантов соревновались 311 картин. Наиболее кассовые проекты оказались за бортом. В меню текущих предпочтений академиков - расизм, политика и толерантность.

Если в 2005 году зрители охотнее всего тратили деньги на романтические комедии, фантастику и приключенческие фильмы, то киноакадемикам, похоже, больше нравятся жизненные картины о нелегких судьбах, ярких характерах и странных стечениях обстоятельств.

Список номинантов по главным категориям выдержан в довольно серых тонах. В категории «лучший фильм» оценщики проигнорировали «Звездные войны» Лукаса, «Кинг Конга» Джексона, «Войну миров» Спилберга - блокбастерам отошли второстепенные, технические номинации: «лучший звук», «лучший грим», разумеется, «лучшие спецэффекты». А остальные соискатели звания «лучший фильм» («Доброй ночи и удачи» Джорджа Клуни, «Столкновение» Пола Хаггиса, «Капоте» Беннетта Миллера) при всех достоинствах лишены харизмы прежних лидеров «Оскара» и вряд ли взволнуют зрительские сердца.

Бесспорный фаворит (8 номинаций) – скандальная гомоковбойская «Горбатая гора» режиссера Энга Ли - является сейчас своеобразным тестом для простых американцев на толерантность. Это история о двух молодых ковбоях, чье знакомство летом 1963 года неожиданно обернулось любовной связью на всю жизнь.

Не менее скользкую репутацию заработала и картина «Мюнхен» (пять номинаций) прославленного Стивена Спилберга. Его рассказ о захвате и убийстве арабами израильских олимпийских спортсменов не понравился «Моссаду» и некоторым уважаемым раввинам. Автору даже пришлось оправдываться и говорить, что ему за Израиль не жалко жизнь отдать.

В шести номинациях фигурирует картина «Доброй ночи и удачи» (режиссер и исполнитель одной из ролей Джордж Клуни) - история времен середины прошлого века, реальный конфликт между тележурналистом Эдвардом Р. Мурроу и сенатором Джозефом МакКарти.

Лучшими актерами года имеют шансы стать Эрик Бана (за фильм «Мюнхен»), Расселл Кроу («Нокдаун»), Джефф Дэниелс («Кальмар и кит»), Ральф Файнс («Преданный садовник»). А вот в списке наиболее вероятных лучших актрис - сплошь мегазвезды. Это и Гвинет Пэлтроу (за главную роль в фильме «Доказательство»), и Кайра Найтли («Гордость и предубеждение»), и Шарлиз Терон («Северная страна»), и Риз Уизерспун («Переступить черту»).