На сей раз знаменитый Гас Ван Сэнт («Умница Уилл Хантинг», «Умереть во имя», «Джерри») рассказывает о подростковом насилии. Совет тем, кто решил сходить на «Слона»: сидя в зале кинотеатра, сравнивайте ленту Ван Сэнта с политической агиткой Майкла Мура «Боулинг для Колумбины». И не забудьте, что на прошлогоднем Каннском кинофестивале «Слон» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» и приза за режиссуру.

Осень, обычный день, обычная американская школа. Подростки слоняются из аудитории в аудиторию, толкутся в школьных коридорах, в столовой ковыряются вилками в картофельном пюре, гоняют футбол во дворе. Кажется, ничего не происходит. (Сплетни и косые взгляды не в счет.) Все идет как обычно, но почему-то именно сегодня пробил час «икс». Дети казались вполне адекватными, но потом, в перерыве между компьютерными баталиями, двое заказали по интернету целый огнестрельный арсенал. Ближе к вечеру ребята вооружились и отправились в родную школу...

Фильм привлекает неспешностью и уравновешенностью. У Гаса Ван Сэнта нет никакого перехода от муторных, ничем не примечательных будней к разворачивающейся в школе бойне. Сначала мальчики играют в компьютерные игрушки, гоняются за инопланетными монстрами, крошат маньяков, разрывают на части трехмерных «отморозков». Через час они вышагивают по школьному коридору со скорострельной винтовкой в руках и всаживают пули в своих однокашников и преподавательский состав.

Существует поговорка о проблеме, которую так же легко не замечать, как слона в гостиной. В новом фильме Гас Ван Сэнт как раз и пытается превратить реальные факты именно в такого «незаметного» слона, и, надо признать, ему это удается на «отлично». Его тихое, камерное, с виду непритязательное кино бьет по нервам и врезается в память ничуть не хуже разухабистой, полной агрессии и драйва оскароносной документальной ленты Майкла Мура.