30 июня в Америке и 1 июля у нас вышел второй «Человек-Паук». Возможно, именно он станет самым кассовым фильмом 2004-го – если, конечно, поборет второго «Шрека» и третьего «Гарри Поттера». Потому что именно его выпустили в Штатах в так называемый длинный – пятидневный, праздничный – уикенд накануне самого главного Дня независимости (когда принято выпускать хит № 1).
Потому что это сиквел, фильм-продолжение, а сиквелы (когда публика точно знает, чего ожидать) собирают сейчас гигантские деньги. Потому что это кинокомикс, то есть зрелище из зрелищ. Потому что «Паук-1» уже раскрутил мировую аудиторию на 807 млн. долларов (11-й результат в истории кино). Потому, наконец, что обоих «Пауков» снял Сэм Рейми. История с суперкассовыми кинохитами последних лет (все они, кстати, сиквелы и комиксы) в очередной раз доказывает, что Голливуд победить невозможно. По той очевидной причине, что он способен меняться.

Долгие годы режиссеров делили на попсовиков и художников. Этих вторых в Голливуде 30–50-х годов иногда заносили в «черные списки» растратчиков. Ноу-хау Фабрики звезд XXI века в том, что она привлекла к сотворению кинокомиксов истинных художников. «Властелина колец» сделал хулиган Питер Джексон. «Матрицу» – киноманы братья Вачовски. Двух «Людей Икс» – Брайан Сингер, после «Обычных подозреваемых» казавшийся автором для избранных. Коммерческого подельщика Криса Коламбуса сменил у руля «Гарри Поттера» Альфонсо Куарон, до этого снявший картину «И твою маму тоже», достойную предупреждения у касс «категорически не для родителей и учителей». Другого подельщика Джоэля Шумахера у руля пятого «Бэтмена» – Кристофер Нолан, начинавший с изысканного триллера «Помни».

В Голливуде поняли, что они выполнят работу лучше. Всем им сделали предложение, от которого невозможно отказаться. Знаю только одного, кто отказался, и, уже вроде бы сделав карьеру в Голливуде («Оскар» за «Покидая Лас-Вегас»), ушел в маргиналы: Майк Фиггис (из последнего – «Таймкод» и «Отель»). Все прочие легко переходят из хиппи в яппи, из маргиналов в бизнесмены.
Сэма Пауковича Рейми из всей этой компании жаль меньше других. Экс-соратника братьев Коэнов сломала в середине 90-х критика его блестящего постмодернистского вестерна «Быстрый и мертвый». Все его фильмы рядом с «Пауком» казались скучно вторичными – что псевдокоэновский «Простой план», что псевдомистический «Дар». Да и вообще: чего жалеть этого Рейми? Бабок-то сколько человек наварил!

Питер Джексон
Я счастлив, что у «Властелина колец» не будет четвертой части – работа над третьей меня вымотала.

Даниил Дондурей
Главный редактор журнала «Искусство кино»
Обидно, когда дорогой проект теряет интеллектуальную аудиторию. Голливуду важно при сохранении основной простодушной публики блокбастеров привлечь более взыскательных, разбирающихся в них зрителей, потому что это ведет к росту рекламы. Для этой цели и привлекаются артхаусные режиссеры. Их смотрит небольшая, но крайне статусная прослойка населения, на которую ориентированы многие рекламодатели.

ВД РЕКОМЕНДУЕТ
8 июля в прокат выходит фантастический триллер «Ночной дозор». На улицах орудуют «иные», забирая силу у обычных людей. Именно они создали Ночной дозор, который тысячелетиями удерживал мир на грани великой войны...

5 причин, по которым... Надо смотреть «Ночной дозор»

1. Режиссер Тимур Бекмамбетов – автор рекламных роликов «Всемирная история. Банк «Империал».
2. В главных и второстепенных ролях: Константин Хабенский, Галина Тюнина, Гоша Куценко.
3. «Ночной дозор» – экранизация книги Сергея Лукьяненко. Сравнение всегда интересно.
4. Это один из самых продвинутых отечественных экспериментов с компьютерными технологиями.
5. За фильмом стоят уважаемые люди с Первого канала – Константин Эрнст и Анатолий Максимов. Помимо киноверсии запланирован телевизионный вариант. Смотреть «Дозор» все равно придется, и в первый раз это лучше сделать на большом экране.