Главными хитами внеконкурсной программы XXVI Московского международного кинофестиваля обещают стать фильмы, в мае показанные в Каннах. Доедет ли до Москвы победитель Каннского фестиваля – документальный фильм «9/11 по Фаренгейту» режиссера и скандалиста Майкла Мура? Говорят, сейчас он готовит новую версию картины, которая в недалеком будущем выйдет в наш прокат.
«Позор вам, господин Буш!» – энергично проповедовал Майкл Мур на прошлогодней церемонии вручения «Оскара», то и дело прерывавшейся репортажами о начавшейся войне в Ираке. Патриотически настроенная аудитория шикала – хоть и успела уже проголосовать за присуждение статуэтки «Боулингу для Колумбины». «Боулинг» Майкла Мура – почти двухчасовое документальное сочинение на заданную тему «Не давайте американцам играть с оружием – поубивают друг друга и всех остальных». Следующий фильм Мура «9/11 по Фаренгейту» – еще более жесткое документальное кино о людях, любящих многократно наступать на одни и те же грабли.

Мораль картины о терактах 11 сентября 2001 года можно выразить двумя словами: «Сами виноваты». Кому же это понравится... Компания Disney отказалась прокатывать фильм. Уже ходят слухи о том, что американская администрация применит все свое влияние, чтобы ограничить прокат «Фаренгейта» в США и Европе. Еще недавно документальное кино мирно дремало в фестивальных резервациях и изредка демонстрировалось по телевидению. Сейчас оно собирает полные кинозалы и формирует общественное мнение. «9/11 по Фаренгейту» – температура, при которой горит свобода, – растолковывает Мур непонятливым. – В моем фильме вы увидите вещи, которых не видели никогда. Мы сняли уникальный материал благодаря тому, что мне удалось внедрить членов съемочной группы в ряды американского военного контингента в Ираке». А еще вы увидите, как документалист встречается со своим будущим героем Джорджем Бушем и получает от него бесценный совет: «Нашли бы, что ли, себе нормальную работу». Мур, понятное дело, совету не последовал.

Обычно журналисты упрекают Московский кинофестиваль в том, что на фоне внеконкурсных хитов, призеров Канн, Берлина и Венеции конкурсная программа смотрится откровенно бледно. Что ж, сами напросились. В этом году организаторы сделали ставку на конкурс. В основной программе и новом дебютном конкурсе «Перспективы» в общей сложности – 30 фильмов. Знакомых имен очень мало. Чуть ли не половина картин – дебюты никому (пока!) не известных режиссеров. Придется смотреть все подряд. Впрочем, кое-какие рекомендации дать все-таки можно.