28 и 29 мая в Центральном доме литераторов пройдет ретроспектива Жака Тати, комедиями которого восхищались Вуди Аллен, Трюффо и Отар Иоселиани...
Один дед Жака Тати был посланником русского царя в Париже и оставил внуку в наследство фамилию Татищев. Второй изготавливал рамы для картин. Его услугами пользовались Тулуз-Лотрек и Ван Гог. Последний не раз предлагал, как сейчас сказали бы, бартер: рамку в обмен на картину. Но дед вежливо отказывался. Семейный бизнес нашел неожиданное продолжение в карьере внука. Рамки, окружавшие Жака в детстве, привили ему особое чувство кадра. Неофитов предупреждаем: фильмы Тати надо смотреть во все глаза, так как самое интересное зачастую происходит на втором плане. Сразу уловить все нюансы его лент сложно, зато нескучно пересматривать.

Его «Праздничный день» должен был стать первым цветным фильмом Франции. К сожалению, техника подвела. Но у Тати был запасной черно-белый вариант, который он позже частично раскрасил вручную. Забавно, но формальный новатор был искренне влюблен в старину, в мелочи быта, обреченные исчезнуть без следа. Поэтому он не столько выдумывал трюки, сколько находил их в реальности. Но главная его заслуга в другом. Он разрушил миф о том, что «авторское кино» обязательно должно быть переполнено глубокими думами и мировой скорбью. Тати на личном опыте доказал, для кого он делал свои фильмы: его комедии отказывались прокатывать ведущие кинокомпании, но простая публика на тестовых показах приходила в полный восторг.