Кто бы ни лез в Германию через польскую границу, немцы упорно думают, что это русские...
Чуден Одер при тихой погоде. Еще чуднее люди на его берегах. Настолько чудны, что сними о них фильм, и тут же угодишь в конкурс Берлинского фестиваля. А все потому, что один берег у Одера польский, а другой немецкий. Люди с польского берега хотят перебраться на немецкий. Хотят не все, а только нелегальные беженцы из Украины, чтобы красить заборы не за гривны, а за евро. Смысла в этом перемещении немного: беглецы везде останутся людьми второго сорта. Зато самим немцам отрадно: раз в их страну с такой маниакальностью бегут, значит, не так плоха доля бывшего гэдээровца. Мысль эта настолько утешает, что на фестивалях тема эмиграции уступает в популярности разве что теме неизлечимых болезней.

Почему же наши прокатчики из сотни похожих фильмов выбрали именно этот? Интерес объясняется тем, что режиссер Шмид снял Франку Потенте еще до «Беги, Лола, беги», потому и числится открывателем звезд. Поскольку в «Дальнем свете» сыграл ленкомовский Сергей Фролов, наши критики навострили уши. Прошел год, в Европе картина никого не потрясла, новой Франки Потенте из Фролова не вышло. Жаль. Что же касается заграницы, то был такой перестроечный шлягер «Путана». В нем уже содержалось все, включая ответ на вечный русский вопрос: и ночные бабочки, и далекие огни, что «так заманчиво горят». Новый фильм ничего к теме не добавил.