Сыграв в юности викторианских аристократок, Хелена Бонем Картер переключилась в зрелые годы на роли наркоманок и хулиганок. Персональный миф о Хелене Бонем Картер в кратком изложении таков. Она вышла из аристократических кругов и поначалу играла кисейных барышень в костюмных фильмах, чему способствовал тогдашний ее бойфренд – режиссер Кеннет Брана, возмечтавший переснять чуть ли не всего Шекспира. Но потом Хелена осознала посредственность Кеннета, встретилась с другим режиссером – сумасшедшим принцем Голливуда Тимом Бартоном. И эта встреча перевернула всю ее жизнь.

Бартон предложил ей сыграть... обезьяну. Хелена тут же забыла о корсетах и манерах, нацепила хвост и кинулась скакать по веткам. Это ей так понравилось, что остановиться она уже не смогла. Дальнейшие ее роли все дальше и дальше уходили от имиджа образцовой леди. То же самое и в жизни – Хелена забеременела и родила Тиму сына, но так и не вышла замуж. Мало того, они даже продолжают жить в разных домах, хотя и по соседству друг с другом. Все это так, но есть нюансы, которые способны подпортить историю о пробуждении спящей красавицы от условностей чопорного света. Жаль трогать сказку, но за ней проглядывает кое-что поинтереснее.

Аристократические предки обезьян

Пробежимся по ветвям генеалогического древа. Ее бабке Вайолет Бонем Картер в свое время пожаловали титул леди. Вайолет отметили за пламенные речи. Ее фраза «Тори не всегда ошибаются, но ошибаются всегда в самый нужный момент» стала поговоркой. Но больше всего она прославилась защитой женских прав. Так что феминизм у Бонем Картер в крови. В отличие от первой подруги Кеннета Брана актрисы Эммы Томсон. Томсон выросла в феминистку самостоятельно, но при этом поспешила выскочить за Брана замуж по всем правилам общества. Бонем Картер под венец не торопилась и просто завела с Кеннетом интрижку. До разрыва Кеннета с Эммой или после – этого установить уже не в состоянии ни один таблоид.

Роем глубже. Отцом Вайолет (и прадедом Хелены) был Герберт Генри Асквит, премьер-министр Великобритании с 1908 по 1916 год. Фанаты фильма «Часы» помнят, что именно мемуары жены лорда Асквита героиня романа Вирджинии Вулф «Миссис Дэллоуэй» разглядывает в витрине книжного магазина. Об Асквите в прошлом году вспомнили, когда после войны в Ираке пресса забавлялась прогнозами, грозит ли Тони Блэру отставка.

Эксперты припомнили, что до него три премьер-министра Великобритании лишились поста из-за неудачных войн. Один из них – лорд Асквит. Помимо дочери Вайолет у лорда Асквита был сын Энтони, на котором природа тоже не отдыхала. Он сделал удачную карьеру в кино, снимая таких звезд, как Софи Лорен, Ингрид Бергман, и однажды чуть не выиграл «Кубок Муссолини» Венецианского фестиваля. У Хелены был прочный фундамент, чтобы заявить родителям о своем желании плюнуть на Кембридж и податься в актрисы. Родители Хелены из высших слоев общества. Отец – банкир, мать – баронесса.

Бонем Картер считает, что обязана своей «викторианской» внешностью именно матери. Сюрприз в том, что мать к британской аристократии имеет весьма косвенное отношение. Она наполовину француженка, наполовину испанка, а вообще в ее роду намешано много кровей, включая русскую и еврейскую. Про начало актерской карьеры Хелены рассказывают забавные вещи. Ей было 13 лет. Работу подыскал агент, которого она наняла на премию, полученную за конкурс юных поэтов.

По другой версии, Хелена потратила свалившуюся на нее сумму на фотографию, которую понесла в рекламное агентство, где девушку отловили прямо в коридоре и затолкнули в рекламный ролик мыла. Однако за анекдотами кроется далеко не радужная действительность. Девочка пробивала себе путь сама, поскольку отца разбил паралич, а с матерью то и дело случались нервные срывы. Как же тогда Бонем Картер удалось воспроизвести на экране безупречные манеры? Где она их «нахваталась»?

Синдром Тиффани

Первый прославивший Хелену Бонем Картер фильм – «Комната с видом» Джеймса Айвори, известного бытописателя британской аристократии. Но сам Айвори не аристократ и даже не англичанин. Резонно предположить, что Айвори пригласил Бонем Картер в фильм просто из-за ее внешности и происхождения, ничуть не заботясь, соответствует ли ее поведение стандартам высшего света. Ведь классик американской литературы Генри Джеймс писал о великосветских британцах, мало что о них зная. Нам заметить проколы великого писателя сложно. В отличие от Сомерсета Моэма, англичанина до кончиков отполированных ногтей, который под впечатлением от провалов Генри Джеймса дал зарок никогда не писать об американцах (обманул, но не суть). Кстати, Хелена Бонем Картер как раз в экранизациях романов Генри Джеймса и блистала.

Так что делайте выводы. Конечно, были и другие авторы. «Морис» и «Комната с видом» сняты по книгам Форстера, настоящего британца. Правда, Форстер был геем и женщин изображал слегка утрированно. Нечто в стиле «Восьми женщин» Франсуа Озона, где гламур кинодив доведен до фетишизма трансвеститского шоу. Впрочем, с такими фальшивками иногда случаются забавные вещи. Роман «Завтрак у Тиффани» тоже написан геем с целью высмеять определенный тип девиц. В итоге сыгравшая в экранизации Одри Хепберн остается кумиром миллионов женщин. Видимо, Хелена Бонем Картер почуяла опасность. Ей не улыбалось становиться секс-символом голубой тусовки. И, вероятно, именно поэтому в реальной жизни она всячески подчеркивала, что не имеет ничего общего с аристократами.

Никакого мучительного разрыва со средой не было. Хотя сыграть в такой разрыв было заманчиво, ведь пресса сама подталкивала Хелену. Был даже изобретен термин «синдром Бонем Картер». Специально для девиц, застрявших в корсетных ролях. «Синдром» достиг кульминации на церемонии вручения «Оскара» 1998 года. Хелену выдвинули за роль очередной принцессы на горошине в фильме «Крылья голубки». Хелена решилась на рискованный шаг. Вам нужна настоящая аристократка? Так получите же – Хелена откопала на чердаке платье бабушки и явилась в нем на торжество. Наряд вызвал неоднозначную реакцию.

Окружающие вежливо допытывались, у кого артистка заказывала платье. Блестящий ход: Хелена обозначила дистанцию между собой и предками, не нарушая этикета. Дело не в наличии или отсутствии у Бонем Картер манер. Даже если манеры и сходство наличествуют, актрису надо ценить не за них, а за умение играть.

Крестная мама Амели

Если верить, что Бонем Картер перетягивает на экран собственную жизнь, то трудно понять ее отказ сниматься у Ларса фон Триера в фильме «Рассекая волны». Вот уж где ей почти не пришлось бы играть. По сюжету она ухаживает за парализованным мужем, а в реальности у Хелены был разбит параличом отец. Вместо Бонем Картер роль сыграла Эмили Уотсон. Увидев ее в этой роли, режиссер Жене так вдохновился, что задумал фильм о девушке, совершающей добрые поступки. Он был уверен, что сыграть ее сможет только Эмили, и даже имя дал героине то же самое – Амели. Но Уотсон отказалась, в результате мегазвездой французского кино стала Одри Тоту. Интересно, какой была бы Амели, прими в свое время Хелена Бонем Картер предложение фон Триера? И появилась бы Амели вообще?

Марла-шмарла

От шокирующих поступков в жизни до экрана один шаг. И Хелена сделала его сама. Самым ярким примером стала роль наркоманки Марлы в «Бойцовском клубе». На ту же роль претендовала панк-певица и вдова Курта Кобейна Кортни Лав. На первый взгляд Хелена ввязалась в бессмысленную борьбу. Кортни Лав о наркоманской жизни знала не понаслышке, ей не пришлось бы даже играть. Но Дэвид Финчер потряс всех, утвердив на роль Марлы Хелену Бонем Картер. Позже Финчера поздравили с тем, что он разглядел в Хелене скрытый потенциал. Но так ли сильно приходилось Финчеру напрягать зрение, чтобы что-то разглядеть в Хелене?

В самом деле, настоящая наркоманка – далеко не идеальная кандидатура на роль наркоманки. Кто оплатит страховку, если она загнется от передозировки? Кто оплатит простои, если у нее начнутся ломки? Поручиться за то, что с Кортни Лав не будет проблем, никто не мог. А Хелена – пай-девочка, которая все сделает правильно. И умение ругаться она уже продемонстрировала годом ранее в фильме «Теория полета», где сыграла на редкость циничную инвалидку, мечтающую только об одном – о здоровом, животном, безудержном сексе. Кроме того, не надо забывать, что потребление наркотиков – не самое интересное в Марле. Главное – то потрясение, которое испытал герой «Бойцовского клуба», увидев ее в первый раз в группе психологической взаимопомощи безнадежно больных.

Почему он был потрясен? Потому что видел симулянтку, которая прикидывается, что страдает от неизлечимой болезни. Эффект заключается в том, что никто, кроме него, не заметил симуляции. А теперь представим эту первую сцену в исполнении Кортни Лав. Давайте подставим на место хрупкой, бледной Хелены с глубоко засевшей печалью во взгляде дебелую блондинку с глазами-пуговицами. Присмотритесь к Кортни. Вы поверите, что с такой наглой физией можно «косить» под смертельно больного человека? Так что долго думать Финчеру не пришлось. Ответ лежал на поверхности.

На живца

Следующий крупный шаг в карьере и в жизни – встреча с Тимом Бартоном, который предложил Хелене сыграть в «Планете обезьян». Свой выбор Бартон объяснял тем, что у Хелены взгляд такой же печальный и доверчивый, как у обезьянки. К тому же, по его словам, если ее обидеть, она начнет что-то шепотом бурчать себе под нос, совсем как мартышка. Идея Бартона заключалась не в том, чтобы превратить светскую красавицу в обезьяну, а в том, чтобы расколдовать ее – вытащить наружу ее подлинную сущность, даже если для этого понадобятся килограммы грима.

Однако создается впечатление, что вместо сущности Бонем Картер Бартон вытащил наружу свою. Ведь чем-то похожим Бартон занимался с Джонни Деппом, который внешне довольно сильно смахивает на Хелену. Бартон снимал Деппа с каким-то маниакальным постоянством – «Эдвард руки-ножницы», «Сонная лощина».

В фильме «Эд Вуд» Бартон обрядил Деппа в женское платье, заставив играть трансвестита. А потом Депп женился. Его место в фильмах Бартона заняла Хелена Бонем Картер. С нею он проделывал те же фокусы – лохматил волосы и гримировал до неузнаваемости. В «Сонной лощине» Бартон нацепил на Деппа монокль, чудовищно увеличив ему один глаз, а в «Крупной рыбе» нацепил на один глаз Хелены повязку, в которой она стала похожа на пирата. А ведь именно пират – последнее на данный момент достижение Деппа, но уже не у Бартона.

Такое чувство, что Бартон питает склонность к лицам определенного типа. И сам же боится на этом типе зациклиться, а потому всячески маскирует его, искажает и варьирует. Но разве нельзя сказать того же самого о других? Вспомните, почему Марла так раздражала героя «Бойцовского клуба»? Потому что не только она была симулянткой, но и он сам. Ему так тяжело было признать этот очевидный факт, что психика не выдержала, и он сорвался. И разве не то же самое происходит с публикой?

Хелену не трогают ни аристократизм, ни скандалы. Зато на них не плевать зрителям, они судорожно ищут принцессу, на которую не стыдно походить в самом изысканном обществе, но которая при этом свободно предавалась бы порокам и чудачествам. Развратная, коварная и безупречно одетая аристократия – не это ли мечта плебеев всех времен? Хелена великолепно ее симулирует, производя на публику неизгладимое впечатление. И если вы попались на ее удочку, значит, по логике «Бойцовского клуба», до раздвоения личности вам рукой подать.