Если за «Последнего самурая» Том Круз не получит «Оскара», ему придется сделать харакири. Это действительно последний, решительный и самый отчаянный бой за высшую американскую награду.

Шел 1876 год. Экс-участник американской Гражданской войны, запойный капитан Нейтон Альгрен (Том Круз) нашел непыльную работенку в Стране восходящего солнца – за 500 баксов в месяц муштровать императорских солдат. Глава Японии болен вестернизацией, на пути которой упрямо стоят древние рыцари-самураи. В обязанности Альгрена входит как можно быстрее подготовить войска к операции по искоренению смутьянов. Но в первом же бою наемники терпят сокрушительное поражение, а Нейтон попадает в плен. Так американец получает шанс познакомиться с неприятелем поближе – научиться пользоваться мечом, узнать о древнем самурайском кодексе чести и, наконец, правильно выбрать, на какой стороне воевать…

Формально ничего примечательного в картине нет. Банальный сюжет: «Последний самурай» – типичный американский фильм о войне с безудержным ура-патриотизмом и вечной моралью о том, что наши все равно победят. Примитивный герой: все, что сценарий требовал от Круза, – это наглядно показать, как бедолага алкоголик становится национальным героем. Плюс к этому уже навязшая в зубах восточная экзотика. Вариант, казалось бы, безвыигрышный. И вот на тебе – фильм получился! Живой, органичный, темпераментный. Его смотришь с азартом, словно речь идет не о Японии позапрошлого века, а о футбольном матче. И не беда, что финал запрограммирован. Серьезность здесь смешивается с юмором, экшн – с лирикой.

Картина представляет собой удивительно сбалансированный коктейль из идеологически правильных элементов, жестокости и эротики, находящихся на самой границе допустимого для высокой «оскаровской» кинокухни. Круз убедителен и в изображении беспросветного пьянства своего героя, и в его морально-нравственном просветлении. Незаменимость актера в предлагаемых обстоятельствах становится абсолютно очевидной. Какой другой исполнитель способен сегодня так естественно вписаться в картину давно уже умершего большого стиля и так простодушно, серьезно и душевно сыграть настоящего рыцаря? Если учесть еще пару бонусов (лучшая эротическая сцена сезона, красивейшие пейзажные съемки), то «Последнего самурая» легко зачислить в разряд безусловных хитов.

С миру по нитке Есть целый ряд «оскаровских» лент, у которых с «Последним самураем» обнаруживается немало общего. И это, нужно думать, неслучайно…

«Самурая» и «Гладиатора» объединяет знаменитый каскадер и постановщик трюков с мечами Ник Пауэлл. Именно он «ставил руку» Расселу Кроу, а теперь научил сражаться Тома Круза. Кроме этого, у картин один сценарист – Джон Логан. Помнится, Кроу с мечом в руке так впечатлил академиков, что, даже несмотря на свой несносный характер, получил-таки «Оскара».

У «Самурая» есть много общего и с такими классическими лентами, как «Легенды осени» и «Храброе сердце». Это прежде всего видеоряд и фигура оператора-постановщика Джона Толла, который прославился тем, что два года подряд становился «оскароносцем»: сначала в 1995 году за «Легенды осени», потом в 1996-м за «Храброе сердце».

«Последнего самурая» и «Танцы с волками» роднит сюжет. И там и здесь речь идет об американце в гостях у аборигенов. И неважно – индейцев или самураев. Картину Эдварда Цвика уже окрестили «Танцы с самураями». Что ж, начало неплохое, ведь Кевин Костнер не прогадал со своим режиссерским дебютом: фильм получил в общей сложности 7 наград Американской киноакадемии.

И, наконец, «Последнего самурая» и фильм «Рожденный четвертого июля» объединяет герой Тома Круза. В первом случае это спившийся ветеран Гражданской войны в США, во втором – ветеран войны вьетнамской. Благодаря «Рожденному четвертого июля» Том Круз уже был на волосок от главного киноприза планеты, но тогда номинанту Крузу не суждено было превратиться в лауреата.

«Последний самурай» – очередной заход на «Оскара». Все правила соблюдены, все нужные люди в сборе. Принесет ли труд плоды – увидим.