«Мои ночи прекраснее ваших дней» – эта фраза Софи Марсо из одноименного фильма Анжея Жулавского 1989 года пристала к ней на всю жизнь. И лучше про свою жизнь актрисе не сказать. Хотя начиналось все днем. Фраза эта звучит как высокомерная издевка и обещание эротики, хотя речь в картине идет о программисте, которой изобрел совершенный язык и сошел с ума от неизбежности общаться на обычном французском. И пусть данный фильм редко хвалят критики, Марсо готова защищать его от нападок. Не только потому, что Жулавский был ее мужем целых 17 лет. Но и потому, что ее жизнь оставляет тот же привкус свободы на грани безрассудства. Как и фильм Жулавского, жизнь Марсо построена по законам сюрреализма. Если в светский скандал втянута Софи, у него обязательно обнаружится двойная подоплека.

Первая ночь

Скандал вспыхнул из-за Жулавского – Софи влюбилась в него до беспамятства. И вроде бы ничего необычного здесь не было, но Софи в то время едва стукнуло 17, а Жулавскому было уже за 40. Все решили, что девочка попросту свихнулась на почве внезапно свалившейся на нее славы. Потому как незадолго до встречи с Жулавским она дебютировала в молодежной комедии «Бум» Клода Пиното. Фильм получил оглушительный успех. Затем появился сиквел «Бум-2», что для Франции в то время было нетипично. За роль во втором «Буме» Марсо получила «Сезара» как самая многообещающая новая актриса. С Марсо тут же заключила контракт крупная французская компания «Гомон», а если учесть, что на съемки «Бума» Софи попала случайно (просто пошла с подругой на пробы), то было от чего потерять голову. Подозрение, что девочка тронулась рассудком, укрепилось, когда Марсо ради своей любви разорвала контракт с «Гомон» и выплатила огромную неустойку – больше, чем заработала. Но со временем стало ясно, что за девичьей выходкой стояла серьезная жизненная позиция. Если бы не Жулавский, Софи Марсо могла бы продержаться в старлетках года три, а потом исчезла бы из кинобизнеса навсегда.

Марсо же шла своей дорогой. Анжей Жулавский развил ее чувственность, погрузил еще совсем молодую девушку в психологические глубины страсти. Общение со зрелым талантливым мужчиной помогло Марсо сразу шагнуть к серьезным ролям. При этом всем в киношном мире известно, что работать с Жулавским сложно. Если вы видели его фильмы, то знаете, с каким напряжением и надрывом развиваются в них отношения между людьми. Картина «Шальная любовь» поставлена по сложнейшему для экранизации роману Достоевского «Идиот». К тому же безудержная фантазия Жулавского значительно преобразила роман. События перенесены в наше время. Рогожин стал банковским грабителем, Мышкин остался мечтателем, Марсо сыграла Настасью Филипповну, которую здесь зовут Мари. Согласитесь, для 19-летней девушки такая роль – сенсация. До сих пор фильм считается одним из самых безумных воплощений «Идиота» на экране.

Правда, до «Шальной любви» был еще «Форт Саган» Алена Корно, где Марсо враз очутилась среди таких звезд, как Депардье и Катрин Денев. А также фильм маститого Мориса Пиала «Полиция» по сценарию Катрин Брейя, которая сейчас прославилась собственными фильмами («Романс Х», «Интимные сцены»). Так что нельзя сказать, что Жулавский создал актрису из пустой красивой куклы. Хотя чувства такой «куклы» ей хорошо известны. Недаром за главную роль в спектакле «Пигмалион» она получила награду Мольера. Нет, Марсо знает, что Жулавский ничего в ней не изменил. В одном интервью она сказала, что он открыл в ее жизни те двери, которые иначе остались бы закрытыми, но жизнь все равно прошла бы интересно. Другое дело, что об этой жизни зрители могли бы так никогда и не узнать. До сих пор Софи Марсо удается органично сочетать коммерческие роли с серьезными и экспериментальными. После роли у Антониони в фильме «За облаками» она может легко перескочить в очередную серию бондианы. А потом тут же сняться у Жулавского в «Верности». Марсо не брезгает даже рекламными роликами. И никого ее всеядность не раздражает.

Ночь вторая

В 1995 году Марсо сняла фильм «Рассвет наизнанку» — короткометражка открывала программу «Особый взгляд» Каннского фестиваля. Но сенсацией стал не фильм, а огромный живот Софи Марсо. Начинающий режиссер вот-вот должна была родить. Естественно, анализ фильма ушел на второй план. С тех пор так и повелось: фильмы с Софи Марсо в Каннах не ценят, но ее участие на фестивале обязательно. Ее всегда ждут. Даже после скандала, который разразился в 1999 году. В тот раз ее попросили вручить «Золотую пальмовую ветвь» на церемонии закрытия. Вместо заготовленного текста Софи вдруг застыла с призом в руках и разразилась долгой речью о несчастных детях, до которых в Канне нет никакого дела. Никто не мог понять, что происходит. Положение спасла Кристин Скотт-Томас, которая вывела Марсо из ступора. Желтая пресса тут же свалила все на кокаин, которого Марсо якобы нанюхалась прямо перед церемонией.

Но на деле изнанка скандала лежала на виду: Софи действительно потряс контраст между роскошью Канна и тем адом, в котором пребывают неизлечимые дети. Вообще, предсказать поведение Марсо на официальных церемониях невозможно. Когда она приезжала на Московский фестиваль, многих шокировало, что вместо привычных «Сдрастуй, Москуа» и «Спасйиба» Софи говорила на ломаном русском несколько минут. Сразу захотелось узнать, сколько ей заплатили за разучивание текста. Но выяснилось, что никто не платил, сама напросилась. Ей хотелось говорить с русскими на их языке.

Поворотную роль в жизни Марсо сыграл фильм 95-го года «Храброе сердце» с Мелом Гибсоном. Поворотную не только в карьере, но и в жизни. До «Храброго сердца» Софи уже снималась в костюмных фильмах. Многие помнят ее в «Дочери Д’Артаньяна» Бертрана Тавернье. Но то был французский фильм. А для Голливуда европейский успех ничего не значит. «Храброе сердце» – первый англоязычный коммерческий фильм Марсо. Главная проблема – такие фильмы имеют готовые рецепты раскрутки. С первых дней съемок желтая пресса начинает пристально следить за главными исполнителями, вынюхивая малейший намек на любовную интрижку. И хотя все знают, что Мел Гибсон примерный семьянин, хотя Софи Марсо не раз заявляла в интервью, что главный страх ее жизни – это разонравиться мужу, в газетах все равно поползли слухи о связи Гибсона с Марсо.

Но и тут у скандала открылось двойное дно. Пока папарацци пытались застукать Марсо в объятиях Гибсона, судьба сплела более замысловатую ловушку. В компании Гибсона работал молодой продюсер, который в тот раз остался в тени. Но через два года, когда этот продюсер по имени Джим Лемли поехал в Питер работать над «Анной Карениной», они с Марсо влюбились окончательно. У Софи в то время уже был двухлетний сын Венсан от Жулавского. И хотя во время съемок боевика «И целого мира мало» Жулавский поехал за своей женой в Лондон и находился рядом с ней все шесть месяцев, разрыв был неизбежен. В 2000 году она сыграла в последнем фильме Жулавского «Верность». Но в реальной жизни она предпочла верность другому, и в 2002 году родила ему дочку Жюльетт (или Джульетту, если учесть, что ребенок родился в Лондоне).

После съемок в бондиане ее гонорары резко возросли. И все же она предпочитает тратить время на игры с детьми, писательство и режиссуру, хотя ее первый полнометражный фильм «Поговорите со мной о любви» ни у кого энтузиазма не вызвал. Ну и что? Она не вписывается в стандарты и потому с завидным постоянством удерживает по опросам модных журналов титул самой желанной женщины Франции. Ей не вредит даже ненависть к диетам. Софи Марсо не скрывает, что любит хорошо поесть. А лишние калории она сжигает на тренировках.

Про дневную жизнь сказано достаточно. Что касается ее ночей, то они и в самом деле прекраснее ваших дней. Но совсем не в том смысле, на который наталкивает ее внешность. Софи живет такой насыщенной дневной жизнью, что ночами обожает просто отсыпаться.