18 декабря на московские экраны выходит самая скандальная и самая реальная история, которую только можно себе представить, – драма «Афера Стивена Гласса». «Нью Рипаблик» (New Republic) – один из самых уважаемых и влиятельных американских журналов, «издание, которое читают на борту президентского самолета». Это не желтая газетенка, печатающая материалы, высосанные из пальца; здесь строго следуют правилу «double check» (двойная проверка фактов) и свято верят в журналистскую этику.

Но именно в этом издании во второй половине 90-х (то есть совсем недавно) опубликовали 27 статей, факты в которых были частично или полностью выдуманы журналистом Стивеном Глассом. Гласс был звездой «Нью Рипаблик», а также незаменимым внештатным сотрудником журналов «Харпер», «Джордж» и «Роллинг Стоун». Никто представить себе не мог, что этот любимец публики, застенчивый, обаятельный юноша на самом деле… патологический лжец и наглый фальсификатор. Но как же Гласс умел врать! И каким прекрасным актером он был!

Удивительно, но факт: не менее прекрасным актером оказался и сыгравший главную роль в фильме юный Хейден Кристенсен – Люк Скайуокер из «Звездных войн. Эпизоды 1–3», которому Джордж Лукас так и не дал проявить себя по-настоящему. Хотя герой Кристенсена получился не таким фееричным, как великий комбинатор нашего времени Фрэнк Эбигнейл в исполнении Ди Каприо («Поймай меня, если сможешь»), зато Гласс оказался не в пример реалистичнее. В первую очередь в этом за-слуга опытного сценариста и начинающего режиссера Билли Рэя. Не отвлекаясь на детали, не желая выжать из зрителя слезу жалости или вызвать у него праведный гнев, Рэй уверенно провел фильм по пути журналист-ского расследования.

В его картине нет ответа на банальный вопрос, почему Гласс врал. Не ставятся в ней и проблемы типа «Куда же катится современная журналистика?». Все, что есть в картине, – реальные факты. Выводы делайте сами. И не надо обобщений о лживости и продажности прессы! Берите выше. Сегодня граница между реальностью и виртуальным миром стирается очень быстро, и уже никто не знает, где заканчивается достоверная информация и начинается блеф. Все мы давно живем в придуманном мире и, кстати, не очень-то переживаем по этому поводу. Сегодняшнюю жизнь «лепят» копирайтеры, маркетологи, брендменеджеры и те же журналисты.

В конце концов Гласс никому не продавался и ни за что не агитировал – он просто развлекал публику и был достойным слугой общества потребления. Вина Гласса лишь в том, что он по молодости выбрал не ту дорогу – ему не журналистом надо было быть, а писателем…