С 10 по 14 декабря в Центральном доме литераторов пройдет Фестиваль немецкого кино. Фестиваль откроет баварский фильм «Дальний свет» – кино чувственное и в то же время социальное. Действие этой картины разворачивается на границе между Германией и Польшей. Беженцы из Украины стремятся пересечь кордон, для них любые средства хороши – лишь бы оказаться на Западе… Фильм снят режиссером Хансом-Кристианом Шмидом, которого числят в авангарде немецкого кинематографа (лет пять назад он прославился мистической историей о цифре «23»). Помимо всего прочего новая картина Шмида интересна тем, что большинство ролей в ней сыграли поляки и русские. Особо надо отметить работу восходящей звезды нашего театра, московского актера Сергея Фролова, для которого съемки у Шмида стали дебютом в зарубежном кино.

Событием нынешнего фестиваля обещает стать показ отреставрированного «Метрополиса» – легендарного черно-белого немого фильма Фритца Ланга, премьера которого состоялась в 1927 году. Кроме первых зрителей, никто и никогда не видел оригинальную копию картины: сразу после премьеры «Метрополис» сократили на четверть, перемонтировали и внесли множество изменений, которые, как утверждают исследователи кино, значительно исказили первоначальный замысел Фритца Ланга. Москвичам представят, так сказать, промежуточный вариант: «новая версия» фильма короче, чем утраченный оригинал, но в отличие от «Метрополиса», который время от времени демонстрируют по нашему ТВ, содержит много восстановленных эпизодов.

Поклонникам проверенной временем режиссуры и звездных актерских имен в титрах адресован фильм «Розенштрассе». Его автор, супруга Фолькера Шлендорфа, актриса, сценарист и режиссер Маргарете фон Тротта, в особых представлениях не нуждается: это имя – целая эпоха в европейском кинемато-графе. 1943 год. В Берлине бунт: на улице Розенштрассе собрались женщины-еврейки, протестующие против депортации своих мужей… На экране целый букет германских кинознаменитостей: Катя Риман (за эту роль она была удостоена «Чаши Вольпи» на последнем Венецианском кинофестивале как лучшая актриса года), Мария Шрадер, Ютта Лампе, Мартин Вуттке...

Программа фестиваля в целом – антология кинодостижений Германии за минувший год. Детям предназначена экранизация одной из самых обаятельных книг Эриха Кестнера «Летающий класс» (только за первые два уикенда показа в Германии этот фильм посмотрели около полумиллиона зрителей). Современная немецкая документалистика представлена фильмом Дугласа Вольфшпрегера «Беллария – до тех пор, пока мы живы»; телевизионное кино – лучшим фильмом 2003 года «Надежда умирает последней». Это история женщины-провинциалки, которая, устроившись работать в полицию Гамбурга, становится жертвой сексуальных домогательств со стороны шефа. Тем, кто предпочитает кино «про любовь», предназначен снятый «на цифру» фильм-дебют Тома Шрайбера «Глупцы», спродюсированный Вимом Вендерсом. Для любителей историй из жизни нелегалов и нацменьшинств – лента «Немного свободы», снятая постоянно проживающим в Германии турком Юкселем Явузом. Поклонников футбола и исторических саг ждет драма «Бернское чудо» Зенке Вортмана, рассказывающая о событии первостепенной важности для послевоенной Германии победе немецких футболистов на чемпионате мира 1954 года. Кроме этого в программе кинопастораль «Гийранкль» о жизни обитателей фермы в Альпах и драма Яна Шютте «Супертекст» на вечную тему «отцы и дети».