В новом триллере «Превосходство» у героя Джонни Деппа после смерти практически вытаскивают мозг и сохраняют на жесткий диск. Персонаж с неординарной судьбой — но в фильмографии актера других как будто и не бывает. Неудивительно, что Депп держит марку и в жизни. 

Джонни Депп — голливудская звезда из разряда самых высокооплачиваемых, гонорары за участие во франшизе «Пираты Карибского моря» сделали его рекордсменом в этой категории. И, пожалуй, он единственный, кто добился такого статуса не благодаря следованию правилам киноиндустрии, а вопреки им. Он никогда — действительно ни разу! — не снимался в боевиках. Став кумиром девочек после первой же роли в популярном сериале, потом всю жизнь пытался отмыться от этого почетного звания. Он отказался сниматься в «Скорости», «Легендах осени» и «Интервью с вампиром», за что ему, по-видимому, по гроб жизни должны быть благодарны сделавшие на них карьеру Киану Ривз и Брэд Питт. Депп и сам признает, что всегда выбирал странные роли у странных режиссеров, чем попортил немало крови своему агенту. Фильмография актера выглядит так, будто он последовательно ведет борьбу со своей известностью, и что уж греха таить — со своей красотой.

От копа до фрика

Его борьба началась больше двадцати лет назад с сериала «Джамп-стрит, 21». Депп, сам бывший в детстве трудным подростком и полжизни потом культивировавший образ «плохого парня», сыграл полицейского под прикрытием, который раскрывает преступления сбившихся с пути школьников, всякий раз жалея юных правонарушителей и задаваясь вопросом: «Неужели я должен действительно их арестовать?». Спустя некоторое время Джонни обнаружил, что в одночасье затмил всех коллег по сериалу, превратившись в девчачьего идола и секс-символ — и пришел в ужас. Всеми правдами и неправдами он пытался уйти из проекта, специально мямлил что-то нечленораздельное перед камерами, чтобы его уволили, и в итоге все-таки разорвал семилетний контракт после четырех лет съемок.

А потом сыграл в «Плаксе» у режиссера-хулигана Джона Уотерса откровенную пародию на девчачьего идола. В своих последующих ролях актер стремился как можно дальше уйти от образа «крутого парня», играя странных, изломанных и трогательных персонажей. Скоро Депп нашел и «своего» режиссера в лице Тима Бертона, у которого в «Эдварде Руки-ножницы» сыграл для начала самого гротескного персонажа за свою еще недолгую карьеру. Выбирая роли, он всегда хватался за нестандартные варианты, но чем больше примеривал на себя образов чудаков и фриков, тем сильнее растапливал сердца публики и становился только популярнее от роли к роли. После «Аризонской мечты» его партнер по фильму, актер Винсент Галло, говорил о нем: «Джонни обладает поистине нечеловеческим обаянием — представляете, сколько литров чужой похоти выливается на него ежедневно?»

Из гадюшника в рай

После участия в черно-белой экзистенциальной притче «Мертвец» Джонни Депп превратился, кроме прочего, в икону арт-кино. И закрепил этот статус участием в фильме Терри Гиллиама «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», где вместо канонического красавца опять предстал в роли чертовой куклы — богемного журналиста, пустившегося во все тяжкие. Самой драгоценной стала для Деппа похвала его кумира Хантера Томпсона, которого он и сыграл в фильме: «Это кино похоже на трубный глас над погибшим в бою». Актер и сам время от времени демонстрировал на публике любовь к богемным загулам. Он стал совладельцем клуба «Гадюшник» (Viper Room), который был задуман как «крутое андеграундное место» и где погиб от передозировки его друг, актер Ривер Феникс.

Сам Депп разукрашивал себя татуировками, дружил с рок-звездами самого разбойничьего имиджа вроде ирландского панка Шейна Макгована, напивался, регистрировался в отелях под неприличными псевдонимами ради удовольствия услышать утром, как портье просит к телефону «мистера Донки Пениса», и однажды разгромил гостиничный номер, ссорясь со своей подругой супермоделью Кейт Мосс.

И вдруг неожиданно притих и остепенился. В 1998-м он встретил французскую модель и актрису Ванессу Паради, влюбился очертя голову, как это происходило с ним и раньше, но никогда еще так серьезно. После этого Депп практически перебрался во Францию и зажил с подругой тихой семейной жизнью. Вместо богемного «Гадюшника», от которого у него осталась только зажигалка с названием, он открыл в Париже солидный ресторан Man Ray и полюбил возиться со своими двумя детьми, в которых души не чаял. Теперь пристанище своему мятежному духу он находил исключительно в еще более странных и нетипичных ролях.

Без «Оскара»

Когда руководство студии Disney увидело его трактовку роли пиратского капитана Джека Воробья, то поначалу впало в ступор — на студии решили, что этот изломанный персонаж, похожий на рок-звезду в запое, просто загубит детский фильм. «Может быть, ваш персонаж — гей?» — спросила Деппа одна из чиновниц студии. «А вы разве не знаете, что все мои персонажи — геи?» — парировал Депп.

Но в итоге в восторге оказались не только дети, но и маститые киноакадемики — фильм принес студии ошеломительные сборы, а Деппу — первую номинацию на «Оскар». Впрочем, как впоследствии признался актер, он испытал огромное облегчение, не получив его. Кажется, никогда еще в Голливуде не было такой странной звезды. С тех пор Джека Воробья Депп сыграл еще трижды и собирается играть и в новой части успешной франшизы.

Правда, теперь его успехам будет рукоплескать уже другая пассия — после того как они мирно разошлись с Паради после долгих лет партнерства, актер сделал предложение сногсшибательной голливудской блондинке Эмбер Херд. Это означает, что едва не пустивший корни во Франции Депп снова обоснуется на родине — но в то, что эта нетипичная звезда когда-нибудь начнет строить карьеру по неписаным правилам Голливуда, верится с трудом.