В Каннах завершился 67-й международный кинофестиваль. Главный приз выиграла «Зимняя спячка» турка Нури Бильге Джейлана, российский «Левиафан» Андрея Звягинцева тоже награжден.

«Зимняя спячка» (Winter Sleep)

Золотая пальмовая ветвь, приз fipresci
Самый длинный фильм конкурса посвящен унылой жизни в глуши: персонажи проводят дни в созерцании природных красот, самокопаниях и выяснении отношений с соседями и домочадцами. Ряд критиков назвал картину скучной и заштампованной. Что отчасти правда — режиссер Нури Бильге Джейлан уже снимал про безотчетную тоску и про обреченность, несмотря на разочарование, оставаться там и с тем, с кем уже живешь, потому что ближе все равно никого не найдешь. Но смотреть его кино каждый раз — это как поговорить (а то и выпить) с умным человеком. Философия автора, может, и тупиковая, однако излагает он убедительно, с тонкими психологическими наблюдениями и вниманием к нюансам актерской игры. В титрах есть признание, что на «Зимнюю спячку» Джейлана вдохновили рассказы Чехова, но одна из самых ярких сцен — почти по Достоевскому: турецкий Рогожин из гордости кидает в огонь пачку денег.

«Чудеса» (Meraviglie)

Гран-при

Итальянка Аличе Рорвакер — одна из всего-то двух женщин-режиссеров в конкурсе, и фильм ее про девчонок,  которые трудятся, как пчелки, на пасеке отца и решают принять участие в местном телешоу сельхозпроизводителей. Дамы в жюри под председательством Джейн Кэмпион преобладали, и награждение «Чудес» выглядит логичным. Но дело не только в женской солидарности. Лента способна заворожить подробным изображением уходящей натуры, маленьких семейных ферм, где мед течет рекой и пчелы поддаются дрессировке, а разбогатеть все равно не получается. Ведь в мире конкуренции, как в шоу, премии и субсидии достаются зачастую не скромным пчелкам-трудягам, а тому, кто лучше умеет пропиариться.

«Мамочка» (Mommy)

Приз жюри
Пятый фильм неугомонного канадца Ксавье Долана — про отношения колоритной мамы с трудным сыночком. Отношениям на время помогает наладиться заика-соседка. 25-летний режиссер размашисто играет с музыкой в кадре и форматом экрана, заставляет влюбляться в персонажей, и если продолжит в том же духе, Каннская пальма окажется у него наверняка. Приз за условное 3-е место жюри остроумно разделило между обаятельным выскочкой Доланом и так и не вышедшим к людям легендарным Жан-Люком Годаром, чей фильм «Прощай, язык» — тоже своего рода эксперимент с нарративной структурой и форматом 3D.

«Мистер Тернер» (Murner)

Лучшая мужская роль
Тимоти Сполл в образе британского живописца-новатора напоминает Бэнкси ХIХ века: тот же, что у уличных граффити, вызов истэблишменту и ирония над конъюнктурой арт-рынка. Тернер, как известно, завещал свои полотна нации с условием, чтобы их демонстрировали бесплатно. В фильме режиссера Майка Ли правота художника подкрепляется настоящими туманами и закатами — природа за них денег не берет. Мимо такого творческого подхода жюри пройти не могло.

«Звездная карта» (Maps to the stars)

Лучшая женская роль
Джулианна Мур сыграла в фильме Дэвида Кроненберга стареющую актрису, которая лезет вон из кожи, чтобы остаться на коне. Ради козырной роли в Голливуде люди могут и убить — иногда буквально. От самой картины о прогнившем киносообществе поклонники Кроненберга ждали большего, но он, как и его актеры (в фильме, кроме Мур, еще Джон Кьюсак, Миа Васиковска, Роберт Паттинсон) сделали, что могли. Уж больно не киногенична с изнанки сама голливудская тусовка.

«Левиафан»

Лучший сценарий
Фильм Андрея Звягинцева (сценарий он писал, и награжден вместе с Олегом Негиным) стал мощным высказыванием о непорядке вещей. Когда все государство, суд, правоохранительные органы и даже церковь не заботятся о нуждах граждан, а совсем наоборот — подминают все, что движется, под свои прожекты, и нет на них управы. Сам автор и зарубежные критики приводят факты, что такое-де возможно где угодно, и на экране — вымысел, но российских зрителей просто до дрожи пробирает узнаваемость реалий, и не оттого, что персонажи пьют много водки и используют русский мат. В Каннах были и иноземные фильмы про Россию, но отрадно, что жюри смогло оценить именно инсайдерский.

«Охотник на лис» (Foxcatcher)

Лучший режиссер
Американец Беннетт Миллер пошел на поводу у героя одной из предыдущих своих картин — писателя Капоте — и рассказал историю про маньяка, на основе реальных событий. Кино про борца-олимпийца, соблазнившегося деньгами богатого, но больного на всю голову спонсора, вышло неизящным и тяжеловесным, как железо в спортзале. Жюри, видимо, понравилась параллель между медвежьей пластикой рестлера и неповоротливым, степенным ходом повествования. Актеры Стив Карелл, Ченнинг Татум и Марк Руффало, примерившие борцовские трико, наверняка попадут в будущем сезоне в оскаровские номинации.