На этой неделе отмечает день рождения Майкл Кейн. «ВД» вспоминает свои любимые фильмы с участием харизматичного британского актера.

У него было сравнительно немного главных ролей, но именно на его героях держался костяк многих фильмов. Он был Альфредом в новом «Бэтмене», мудрым доктором Ларчем в «Правилах виноделов» (за что получил, кстати, «Оскар») и даже папой Остина Пауэрса. Из более чем 120 картин, в которых снялся Майкл Кейн, с добрый десяток превратили в сиквелы разной степени успешности. Но никому еще не удавалось переплюнуть оригинал. Ведь сиквелы снимают за океаном, а для того, чтобы переиграть Майкла Кейна, надо быть настоящим, 100-процентным англичанином.

(1965)

Кейна позвали на роль чертовски умного и циничного агента МИ6. Его Гарри Пальмер — антитеза Бонда. Он не стреляет с обеих рук, не водит «Астон Мартин» и не валит девушек одним взглядом. В необыкновенно захватывающем и тонком детективе Сидни Фьюри, снятом по роману Лэна Дейтона, герой Кейна вместо того, чтобы заниматься любимыми делами – слушать музыку и готовить — вынужден искать пропавших ученых. Вот такой вот Кейн, в очках и белоснежной рубашке, идеально, по мнению киноманов и критиков, отражает саму суть МИ6 как «секретной разведывательной службы». Фильм строго не рекомендован к просмотру поклонникам бондианы — вряд ли они поймут, почему именно эта лента сделала из Кейна звезду мирового масштаба и номинировалась на «Золотые глобусы» и BAFTA.

(1966)

Если вы видели недавний ремейк с Джудом Лоу в роли беззаботного ловеласа, то посмотрите оригинал, он намного гармоничнее. История 30-летнего водителя лимузина, порхающего по жизни, подобно бабочке, и соблазняющего всех женщин из зоны видимости, хоть и происходила в «свингующие шестидесятые», очень актуальна и в наши дни. Ведь история циклична, а Кейну великолепно удалось воплотить на экране образ молодого подонка, которого, кажется, интересует только он сам и его личные эмоции. Но под маской, которую с готовностью надевают все люди его возраста в любой стране мира, скрывается тонкий, ранимый юноша. Несмотря даже на некоторую нравоучительность, фильм уже долгие годы остается must-see всех поклонников большого кино. Не зря же его номинировали на множество кинонаград — 25 общей сложностью. Кстати, Джуд Лоу еще раз в своей карьере сыграет роль, первоначально исполненную Майклом Кейном, в сиквеле фильма 1972 года «Игра навылет», причем в ленте появятся они оба. Только убеленный сединами Кейн будет играть уже за героя Лоуренса Оливье. Вот ведь ирония.

(1986)

Когда-то Вуди Аллен снимал сложносочиненные фильмы с нелинейными сюжетами, похожими одновременно и на экранизацию Антона Чехова, и на адаптацию его любимого Льва Толстого. Именно в одном из таких повезло сняться Майклу Кейну, которому досталась роль нью-йоркского интеллигента Эллиота, почти точной копии самого Аллена. Повезло и получить своего первого «Оскара», который не достался ему за «Игру на вылет». Перед нами история семьи, где все влюблены в кого-то, кроме собственных супругов, жутко этим мучаются, чтобы в итоге собраться за общим столом и как-то разрешить ситуацию. Классическую ленту Аллена, снятую в фирменном жанре «драматической комедии», очень любят критики и зрители. Ведь из эпизодов и эпизодиков, диалогов и недомолвок и состоит обычная человеческая жизнь. И метания героя Кейна, гениально воплотившего на экране несвойственный ему образ любовника-ипохондрика, который и жену, безупречную во всех отношениях, бросить не может, и без ума влюблен в ее сестру — тоже очень жизненны.

(2009)

Молодые критики, мало знакомые с огромным наследием творчества Кейна, говорят, что в этом фильме открылся весь его талант. Не верьте, отнюдь не весь. Но, если оценивать его героя по системе Станиславского, то — «верю, однозначно». Как веришь и его Томасу Фаулеру в экранизации романа Грэма Грина «Тихий американец» и Каттеру в «Престиже». Экранному Кейну вообще веришь безоговорочно, а потому, когда его герой, военный на пенсии, решает отомстить молодым ублюдкам, убившим единственного друга, с которым он коротал дни за игрой в шахматы, то веришь и в то, что любого можно довести до грани, после которой остается только жестокость. Кроме того, фильм — очень убедительный путеводитель по криминальным английским пригородам. Опытные критики даже видят в персонаже «Гарри Брауна» постаревшего кейновского Джека Картера из ленты 1971 года «Убрать Картера».

(2013)

Герой главного сердцееда 60-х Кейна — пожилой профессор философии, потерявший любимую жену, а вместе с ней и смысл жизни. Он живет в Париже вот уже 30 лет, но так и не удосужился выучить французский. Не было необходимости, ведь на нем великолепно говорила его жена — единственная и незаменимая. Лента Сандры Неттельбек, безусловно, женская, за что ее очень не полюбили критики. Выверенный, уложенный в рамочки сюжет о том, как старик влюбился в молоденькую учительницу танцев, вновь захотел жить, не знал, то ли радоваться, то ли мучиться своими чувствами, и в итоге «отдал» возлюбленную своему сыну, всегда далекому и нежеланному. Но это фильм не о слабости, а о любви.