Совершенно нетипичный для Иберийского полуострова актер отмечает 1 марта 45-летие. А «ВД» вспоминает лучшие фильмы с его участием.

Как и многие его испанские коллеги, он начал с гротесковых комедий, а дорос до знаковых фильмов мирового кинематографа, отметившись в лентах , и . Сыграл характерного «злодея» в новой бондиане и стал первым в истории испанцем, номинированным на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль. Грубо вылепленный, невероятно сексуальный и без капли «сахарности», свойственной многим «латино-мачо», Хавьер Бардем до сих пор остается загадкой для режиссеров и зрителей.

«Пока не наступит ночь»

(2000)

Кажется, первое правило любого тоталитарного режима — полное неприятие гомосексуализма ни в каком виде. Даже если не влезающее в общепринятые рамки «кривое полено» — по-настоящему талантливый поэт. История кубинского гения Рейнальдо Аренаса, который оказался в тюрьме за то, что и не думал скрывать свою ориентацию (официально — за несогласованные с правительством публикации на загнивающем Западе), дана как хронологически выверенная биография. Родился в небогатой, но веселой стране. Попал втюрьму при режиме Кастро. Бежал в «страну невероятных возможностей» Америку. Осознал, что «свобода дается труднее всего в свободной стране». Разочаровался и умерт от СПИДа. В России фильм шел в прокате, как «кино не для всех», а на родине поэта и вовсе был запрещен. Посмотреть его стоит хотя бы из-за потрясающего кастинг-листа, включающего, помимо Бардема, еще таких звезд, как , и в роли последней любови Аренаса.

«Море внутри»

(2004)

Ода эвтаназии — самому спорному, по мнению законников, варианту ухода из жизни. У Бардема главная роль, он — корабельный механик, более тридцати лет прикованный к постели, сочиняющий стихи, слушающий Вагнера и с регулярной настойчивостью просящий власти позволить ему умереть. Почему? Потому что кровать стоит возле открытого окна, а за окном — море. Воплощение его любви к жизни, издевательски подвижное, радостное и искрящееся, в то время как он не может пошевелить даже пальцем и мучается вопросом - почему этот кошмар произошел именно с ним? Можно долго спорить о нравственных аспектах проблемы, затронутой фильмом, но все это уходит на второй план, когда понимаешь, как трудно управлять человеку собственной жизнью и собственной смертью.

«Любовь во время холеры»

(2007)

Экранизации культовых романов — дело непростое. Особенно если речь идет о странных, аллегоричных и во многом символичных произведениях . однако с этой задачей справился на твердую «пятерку». Рассказать историю любви длиной в целую жизнь так, чтобы ни у кого не возникло в ней сомнения — большая заслуга режиссера и талантливых актеров. Из робкого мальчика герой Бардема вырастает в брутального, уверенного в себя мачо. От его взгляда «любая женщина становится мокрой». Но при это он стремится быть только с одной — с той, которую встретил в отрочестве. Он упорно хранит и взращивает, как нежный цветок, свою любовь, чтобы на склоне лет получить свою возлюбленную... Так история, начавшаяся, как банальный любовный роман, превращается в бесконечную драму жизни.

«Старикам тут не место»

(2007)

Экранизация одноименного романа Кормака Маккарти о серийном убийце, уничтожающем любого, кому не посчастливилось перекинуться с ним словечком. Многие критики признали этот фильм братьев «самым нетипичным для творчества дуэта». Образ Хавьера Бардема тоже оригинален: абсолютное зло с нелепой прической и странным именем. И вроде бы, зло это должно быть наказано — а как иначе? Но получается не очень. Чемоданчик с двумя миллионами долларов и классический коэновский черный сарказм стирают равновесие между плохим и хорошим в этом мире. Ну а полученные Бардемом «Золотой глобус» и «Оскар» за лучшую роль второго плана — лишнее подтверждение, что зло может быть привлекательно даже в самом неприглядном своем виде. Абсолютный must-see всех киноманов и особенно поклонников творчества Коэнов.

«Бьютифул»

(2010)

Режиссер сделал себе имя на псевдореализме — стоит вспомнить хотя бы прославившую его «Суку-любовь». В «Бьютифуле» он пошел еще дальше. Главный герой в исполнении Бардема, в общем и целом славный парень, крышует сенегальских торговцев контрафактом и за небольшие деньги изображает из себя медиума. Жизнь его как-то не складывается: сумасшедшая алколичка-наркоманка жена предпочитает спать с его братом, подотчетных негров бьет до полусмерти полиция, дети не знают, кого любить, и сам он со дня на день сгорит от рака простаты. Мрачный до безысходности фильм стоит посмотреть, если вы морально готовы к тому, что все – тлен, боль бесконечна, неприятности никогда не приходят одни, и все мы когда-нибудь умрем.