Милош Форман отмечает на этой неделе 82-й день рождения. Хороший повод пересмотреть самые знаковые картины гениального американского режиссера чешского происхождения.

Когда-то давно, в 1968 году, как раз в разгар знаменитой «пражской весны», когда по чешской столице ездили советские танки, молодой режиссер , прекрасно помнивший ужасы немецкой оккупации, сделал одну из самых главных вещей в своей жизни. Схватив в охапку молодую жену, тайком сбежал из соцлагеря прямиком в страну неограниченных возможностей, Америку. И уже через два года, подписав контракт с Universal, снял свой первый американский фильм, сразу получивший Гран-при Каннского фестиваля. Кто знает, как бы сложилась судьба одного из главных представителей «чешской новой волны», если бы его не уволили незадолго до этого со студии «Барандов», а СССР не ввело бы войска в уютную Чехословакию, чтобы подавить студенческие волнения, которые, надо сказать, прокатились в тот год по всей континентальной Европе? Возможно, мы и вовсе не увидели бы фильмы, которые сейчас справедливо считаются шедеврами кинематографа.

«Пролетая над гнездом кукушки»

(1975) 

Адаптация знаменитого романа стала второй лентой в истории Киноакадемии, номинированной на все, что возможно, и отхватившая аж пять «Оскаров» сразу — за Лучший фильм, Режиссера, Сценарий, Главную Женскую и Мужскую Роли. Лента мгновенно получила статус «культовой» и стала must-have любой домашней коллекции уважающего себя киномана. История косящего от тюрьмы работяги и бунтаря МакМерфи (в исполнении гениального Джека Николсона), загремевшего в дурку за совращение пятнадцатилетней девушки и его психологический поединок с главной сестрой (в исполнении не менее талантливой ) вызвала возмущение пуристских адептов Кизи множественными несоответствиями оригиналу. Но остальным, не так сильно повернутым на поколении «цветов и наркотиков» интеллектуалам, пришлась по вкусу. Удивительно другое — как Форману удалось в те годы снять столь феноменальный фильм и суметь договориться со всеми актерами? Ведь даже сейчас, по прошествии более 45 лет жизни в Америке, по-английски он говорит невыразимо плохо.

«Регтайм»

(1981)

Похожая на разноцветное полотно история нескольких жителей Нью-Йорка начала XX века. В центре ее — чернокожий паренек-музыкант, разбогатевший благодаря своему невероятному таланту и оказавшийся один на один с неприятием и равнодушием, снисхождением и сочувствием окружающих его людей. Еще одна адаптация, на сей раз романа Э.Л. Доктороу, к сожалению, так и оставшаяся в тени великого «Гнезда кукушки», но отнюдь не менее гениальная. Впрочем, из романа взяты всего четыре линии, они монументально «построены», крепко сшиты и «раскрашены» запоминающимся джазовым саундтреком. Так что можно смело заявить, что пионером в так модных сейчас «многоуровневых» фильмах с россыпью сюжетов и героев, которых обязательно что-то связывает, тоже можно смело назвать Формана. Хотя он и признавался, что фишку эту позаимствовал у своего любимого .

«Амадей»

(1984)

Принесший Форману заслуженное звание живого классика, фильм о перипетиях жизни молодого и талантливого раздолбая Моцарта и тяжело шедшего к заслуженному успеху Сальери, очередная экранизация — на этот раз пьесы Питера Шаффера. Однако не совсем обычная. Форман прекрасно знал, что Сальери, успешный оперный композитор и учитель юного Бетховена, травить психически неустойчивого нищего Моцарта вовсе не собирался. Сей «histoire romantique» запустила в жизнь неумеренно разгулявшаяся фантазия А.С.Пушкина. Но режиссеру нужно было соблюсти некий политес, и окончательно запутать зрителя. Поэтому уже в первые пять минут становится совершенно непонятно — то ли это реальная история, то ли бред затуманенного белой горячкой мозга обитателя психушки. Надо сказать, прием сработал. Например, пьесу Шеффера автрийцы, не знакомые с «темной стороной пушкинского Сальери», буквально бойкотировали за неуважение к национальному герою и культурному наследию. А фильм приняли-таки со сдержанным восторгом.

«Народ против Ларри Флинта»

(1996)

Байопик Милоша Формана с в роли порнократа и основателя журнала Hustler, открыто заявлявшего, что «вагина женщины так же индивидуально, как и ее лицо», киноакадемики, опасающиеся открытых народных бунтов, прокатили с «Оскарами». Да и в американском прокате лента в классическом для Формана формате «один против всех» провалилась, не покрыв даже расходов на съемки. Зато в менее пуританской и лицемерной Европе лента собрала все возможные награды, сильно обогнав популярного в тот год по ту сторону океана занудного «Английского пациента». А свою порцию народной любви получила в России, где после затяжного периода под лозунгом «в СССР секса нет» секс, наконец-то, появился.

«Человек на луне»

(1999)

Второй байопик в карьере «сумасшедшего чеха», как однажды назвал его Дино Де Лаурентис, посвящен не менее сумасшедшему стенд-ап комику Энди Кауфману, великолепно сыгранному . Вызвавший у зрителя неоднозначные эмоции — некоторые до сих пор теряются в догадках, что же это было, комедия или драма — фильм, как обычно у Формана, о противостоянии человека всем остальным. Правда, теперь уже в глобальном смысле — под «остальными» подразумевается вселенная.

Именно с этого фильма Керри начал отходить от придурковатого амплуа, а Форман — от кино. Нет, он не завязал с режиссурой. В 2006 он снимет «Призраки Гойи» — еще один великолепный байопик. Но, кажется, сейчас Форман больше предпочитает писать сценарии и реализовываться в качестве актера. Посмотрите  «Возлюбленных» , где Форман, вместе с , играет практически самого себя. И делает это, надо сказать, отменно.