В Голливуде можно по пальцам пересчитать тех, кто творит без оглядки на продюсеров и сборы кинотеатров. Один из таких режиссеров — . Каждый его фильм — сенсация. Толпы фанатов у кинотеатров в день премьеры, номинации на многочисленные кинонаграды, ожидание чуда и — традиционное молчание зрителей на финальных титрах. Обсуждать творчество Линча бессмысленно, им нужно просто наслаждаться как сюрреалистическими полотнами Сальвадора Дали. Самый загадочный режиссер нашего времени на этой неделе отмечает день рождения, а мы вспоминаем главные вехи его творчества

«Человек – слон»

(1980)

Мрачная история урода с огромной головой и наростами по всему телу, нарочито снятая в монохроме, почти документально передает жутковатый дух подчеркнуто интеллигентной и гниющей изнутри викторианской Англии. Дэвид Линч не использует полутонов, но две краски подменяют друг друга: черное становится белым, белое — черным. Сценарий ленты основан на воспоминаниях доктора Тривза, роль которого в фильме исполнил сэр . Однако поверить в реальность происходящего на экране почти невозможно, настолько жестока и бесчеловечна история человека-слона. Фильм был номинирован на «Оскар» в восьми категориях, однако в итоге не получил даже награды за грим главного героя, несмотря на то, что у гримеров ежедневно уходило 12 часов, чтобы наложить его.

«Синий бархат»

(1986)

Напряженный, хотя и медленно развивающийся фильм-нуар поставил Дэвида Линча в один ряд с такими мастерами саспенса, как и Джон Карпентер. Линч посвятил фильму невероятно долгие 13 лет, и в итоге многочисленные образы и мысли воплотились в фильме, идеальном во всех трех кинематографических измерениях: визуально совершенный видеоряд приковывает взгляд, музыка гипнотизирует, сюжет шокирует. Фильм стал первой работой режиссера в тандеме с Анджело Бадаламенти, средней руки композитором, сумевшим, тем не менее, идеально прочувствовать атмосферу и дух картин Линча и обрамить их в лирический и одновременно дьявольски мрачный музыкальный багет.

«Твин Пикс: Огонь, иди со мной»

(1992)

Путаный фильм с тяжелой судьбой должен был дать ответы на вопросы, которые Дэвид Линч сформулировал в легендарном сериале «Твин Пикс», однако оставил после себя еще больше загадок и добавил в сюжет новых замысловатых персонажей. До сих пор непонятно, почему Дэвид Линч после съемок первого сезона сериала потерял к нему всякий интерес, но его примеру последовали актеры, снимавшиеся в многосерийной версии «Твин Пикс», и в итоге полнометражный фильм потерял кинозвезд 90-х и Шерилин Фенн. При достаточно большом бюджете в 10 миллионов долларов в прокате лента собрала чуть больше 4 миллионов и с треском провалилась на Каннском кинофестивале, однако фанаты «Твин Пикс» даже спустя два десятилетия продолжают искать в фильме новые смыслы и символы, посвящая мифологии загадочного городка на границе США и Канады целые научные трактаты.

«Шоссе в никуда»

(1997)

Маленький рассказ Амброза Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей» обрел вторую жизнь в вольной экранизации Дэвида Линча, которая, в свою очередь, послужила основой для оперы, либретто к которой создала лауреат Нобелевской премии Эльфрида Елинек. Сюжет фильма развивается по принципу ленты Мёбиуса — любая сцена может стать начальной, ею же экранное повествование и закончится. Для широкого кинопроката Дэвид Линч выбрал сцену, в которой главный герой отвечает на звонок в дверь и слышит фразу «Дик Лоран мертв». Сразу после премьеры эта фраза стала культовой среди поклонников Линча и затмила по популярности вопрос «Кто убил Лору Палмер?» Фильм частично финансировали французы, и возможно, именно поэтому «Шоссе в никуда» получилось гораздо более европейским и арт-хаусным, чем другие фильмы Дэвида Линча.

«Малхолланд Драйв»

(2001)

В 2001 году Дэвид Линч предпринял попытку вернуться на телеэкраны, но до триумфа сериального жанра оставалось еще долгих 10 лет, и, отсмотрев отснятый для новой многосерийной саги материал, заказчик забраковал его, оставив режиссера наедине с километрами использованной впустую пленки. Линч все же нашел способ использовать отснятые сцены и перемонтировал сырую фактуру в полнометражный фильм. Недосказанность, тем не менее, осталась, и там, где по сюжету сериала должны были раскрыться ключевые темы, возникли зияющие сценарные дыры. Однако рыхлость истории и не увязывающиеся друг с другом линии режиссер преподнес под соусом сюрреализма. Новаторский подход к искусству кино был по достоинству оценен жюри Каннского кинофестиваля, вручившего режиссеру Золотую пальмовую ветвь.