Актуальная комедия про бунт маленьких людей против акулы бизнеса — нежданный и удачный бенефис нечасто возникающего на экране Эдди Мерфи.

Джош Ковач (), управляющий небоскребом, где расположены самые престижные в Нью-Йорке апартаменты, с равным вниманием относится ко всем жильцам. Но с особым уважением — все-таки к престарелому гениальному финансисту Артуру Шоу. Тот занимает пентхаус, а по ночам имеет обыкновение плавать в гламурном личном бассейне, на дне которого из плитки выложена стодолларовая купюра: капитаны российского бизнеса 1990-х это оценили бы. Джош не только играет с Шоу в шахматы по Сети, но и доверил ему распоряжаться пенсионными накоплениями всего обслуживающего персонала. Однажды утром бизнесмена арестовывает ФБР, а когда выпускают под залог, выясняется, что его империя — не более чем финансовая пирамида, которая вот-вот рухнет. Джош устраивает биржевой акуле скандал, который стоит ему рабочего места. После чего герою приходит в голову логичная мысль вернуть свое и прихватить награбленное. Он сколачивает команду заинтересованных дилетантов, которые рискуют забраться в квартиру финансиста и порыться там на предмет тайника.


Бена Стиллера перестали путать с другим видным голливудским комиком (до поры до времени оба, не будучи похожи друг на друга внешне, почему-то воспринимались как два сапога пара) после того, как он снялся в «Солдатах неудачи». Там актер доказал, что он, во-первых, располагает бескрайними запасами самоиронии, а во- вторых, умеет при желании быть вполне трагичным. Новая комедия тоже богата возможностями в плане расширения артистического диапазона. В одной из ключевых сцен герой Стиллера клюшкой для гольфа крошит лобовое стекло эксклюзивного «феррари» (машинка, как постепенно выяснится, окажется мало того, что дорогой, но и буквально золотой) с таким остервенением, что реально выглядит идеальным воплощением народного гнева перед лицом экономического кризиса.

«Как украсть небоскреб» вообще до поры до времени выглядит чуть ли не политическим манифестом, направленным против мировой банковской элиты (сродни «Мне бы в небо» или «Степени риска»). Но лишь до того момента, пока к кучке интеллигентных аутсайдеров-любителей, замысливших кражу, не присоединяется темнокожий вор Слэйд — уголовник мелкого масштаба, но с победительной харизмой и космическими понтами. Это коронный выход крайне редко снимающегося , который, появляясь в кадре, выжигает вокруг все живое, — и режиссер Бретт Ратнер («Час пик», «Семьянин») в перетягивании одеяла на себя ему всячески потворствует. Мерфи, как в лучшие времена рассвета своей карьеры, чередует брутальность с придурью, размахивает крохотным пистолетиком и ведет свою игру, пока остальные в рамках подготовки к делу чешут языками о любимых детективах: «Разве в „Коломбо“ преступники спят с Коломбо?» В результате получается не самая правдоподобная по сюжету (что в данном случае простительно), но на диво искрометная комедия — одно из лучших жанровых упражнений в сезоне.

Журнал «Ваш досуг» №46 (23 ноября - 4 декабря 2011 года)