Режиссер Джули Тэймор без зазрения совести изменила пол главного героя в экранизации одной из лучших трагикомедий Уильяма Шекспира.

Волшебница Проспера () живет на небольшом острове с дочерью Мирандой (Джонс), духом воздуха Ариэлем () и рабом Калибаном () — сыном злой ведьмы Сикораксы, когда-то правившей здесь. Много лет назад Проспера была герцогиней Милана, но коварный брат Антонио () добился ее свержения и изгнания. Проспера подготовила коварный план мести: она вызвала бурю, в результате которой брат волшебницы вместе с королем Неаполя Алонсо (), его сыном Фердинандом (Карни), братом Себастьяном () и несколькими членами свиты были выброшены на остров. Рассредоточенные по острову, жертвы кораблекрушения подвергаются всевозможным испытаниям, которые устраивают для них Проспера и Ариэль.


Американка-режиссер Джули Тэймор завоевала любовь публики и профессионалов после того, как сняла тонкую биографическую драму о художнице Фриде Кало. Лента 2002 года «Фрида» прославила и была удостоена самых разных кино-наград, включая 2 премии «Оскар». До этого режиссер уже экранизировала Шекспира: в 1999 году она сняла «Тит — правитель Рима» с  в главной роли. И все же сомнения относительно того, как Тэймор экранизирует «Бурю», оставались. Забегая вперед, надо отметить, что американские критики отзываются о фильме очень противоречиво, и отрицательных рецензий все же больше, чем положительных.

Удивительного здесь мало: даже высоколобые интеллектуалы в США не жалуют Уильяма Шекспира, не говоря уже о рядовых гражданах. То ли слишком сложен для понимания английский классик, то ли слишком зануден... В любом случае, со Стефани Майер не сравнить. Тем более, что фильм Джули Тэймор больше похож на театральную постановку, нежели на крупнобюджетный блокбастер. Единственное, что может привлечь к просмотру рядовых зрителей — звездный актерский состав, узнаваемый по обе стороны океана. «Оскароносные» Хелен Миррен и Крис Купер, заслуженные ветераны кино ,Том Конти, Алан Камминг и Дэвид Стрэтэйрн, молодые и перспективные Бен Уишоу, Фелисити Джонс, и Рив Карни. Во главе этой звездной плеяды стоит британка Хелен Миррен. Ради нее создатели картины решили изменить пол главного героя — в оригинале это был мужчина-волшебник Просперо. Благодаря блестящей игре актрисы эта перемена ущерба фильму не нанесла.

Если игра актеров нареканий практически не вызывает, то все остальное в фильме — строго на любителя. Как уже было сказано, «Буря» Джули Тэймор — это скорее театральная постановка с гримом и декорациями на 20 миллионов долларов. Диалоги практически не изменены — актеры цитируют шекспировский текст, со всеми его архаизмами и устаревшими оборотами (у знатоков английского языка есть повод посмотреть фильм с субтитрами, тем более, что перевод в российской версии используется весьма посредственный). Музыкальное сопровождение тоже напоминает театральный «саундтрек» — сюрреалистические зарисовки, выраженные, в основном, электрогитарными «запилами». Кроме того, персонажи «Бури» пару раз принимаются петь, что вполне уместно, но немного обескураживает. О том, что зритель смотрит все-таки кино, напоминают лишь малочисленные компьютерные эффекты, делающие фильм по-настоящему сказочным, если не сказать игрушечным.

Крошечные кассовые сборы (чуть больше 340 тысяч во всем мире) и негативные отзывы критиков не могут положительно повлиять на прокатную судьбу «Бури». Отсюда напрашивается вывод: этот фильм не создан для кинотеатров. Поклонникам Шекспира может стать обидно за смену пола Просперо, а ценителям «поп-корн муви» фильм покажется слишком пресным и скучным. Интересен он может быть разве что ценителям театра и истинным фанатам Хелен Миррен и ее «команды».