Заключительная часть народного блокбастера «Утомленные солнцем 2» оказалась комедийным триллером с элементами малонаучной фантастики.

Репрессированный комдив Котов неоднократно выжил при невыясненных обстоятельствах, попал из штрафбата прямиком в генерал-лейтенанты, а также нашел жену и дочь. В общем, если первая, обнародованная год назад серия фильма была, в основном, об ужасах войны, то вторая — даром что действие происходит в 1943 — позитивная, жизнеутверждающая и просто-таки про чудо, которому есть место и в жизни, и на экране. Вы только подумайте, разве не чудесно, что зрители, вышедшие с премьеры на Новый Арбат, увидели стройные колонны бронетехники, возвращающиеся с репетиции парада? Представляете, как зашкалил градус патриотического возбуждения, после того как его два с половиной часа поднимали безоружными атаками, скупыми солдатскими слезами, живописно раскиданными трупами и другими аналогами электрошока от киноиндустрии? Ух, шайтан, Никита Сергеевич!


Вдребезги разнесенный критикой первый акт эпопеи о войне, Котове и дружбе его дочки Нади (Михалковой) с минами вызвал немало долгоиграющих споров. Этично или неэтично, можно или нельзя, правда или неправда? Михалков, потрясая архивными данными, божился, что все до последнего кадра — документальные факты. Скептически настроенные зануды ему не верили и тыкали носом в хроники... Скверно снятый, нелепый порой до идиотизма фильм породил бурю идейных столкновений — что же это еще, если не чудо?

Главное кино своей жизни Никита Михалков снимал 8 лет, задействовав сотни актеров, потратив много миллионов иностранных денег и изготовив для финальной сцены полторы тысячи черенков от лопат. (Злые языки говорят, что отправить Котова штурмовать цитадель с войском, вооруженным палками, Михалкова вынудил дефицит бюджета — на ружья не хватило. Но мы-то с вами знаем, что это — что? — правильно, так и было, как показали.) Снимали много и с полной самоотдачей. А когда дело дошло до монтажа километров пленки, начали возникать проблемы. Сначала онемела девушка Надя. В конце первой части она нормально разговаривала, спасая солдата с половиной черепа видом своей обнаженной плоти, а во второй без всяких предисловий предстала контуженой и с дефектами речи. Ну, это полбеды. Гораздо более волнительным оказалось бесследное исчезновение Дмитрия Дюжева. Бравый урка Ваня, военный кореш Котова и активный участник событий «Предстояния», пропал без вести прямо из окопа минуте на пятнадцатой «Цитадели». Впрочем, и эта досадная неприятность ничто по сравнению с чередой чудесных закадровых воскрешений комдива. Поспешим утешить зрителя, жаждущего деталей. Большая часть обрезков пленки пошла на 13-серийную версию «Утомленных». Так что — смотрите на Первом канале, как можно выжить, стоя на разорвавшейся мине.

Войны в фильме на удивление мало. Дело в том, что у семейства Котовых оказались довольно запутанные личные обстоятельства, и потребовалось немало экранного времени, чтобы разобраться в причинно-следственных связях — кто с кем спал и от кого родил, проще говоря. Кроме того, на волне позитива, вместо сцен массовых убийств из первой части, режиссер показывает зрителю свадьбу безногого, но жизнерадостного Павла Деревянко, роды Анны Михалковой в грузовике под бомбежкой, купание Олега Меньшикова в бурном потоке и дрессированных патриотичных насекомых, в числе коих и боевой паучок-разрушитель цитадели. Все перемежается уморительными потасовками и смачными шуточками от комдива. Порой происходящее настолько смешно, что даже неловко. Немецкие самолеты разбомбили колонну грузовиков с ранеными, а в единственной уцелевшей машине солдатня нарекает новорожденного изнасилованной немцем девки Иосифом Виссарионовичем и гомерически хохочет, вместе с залом, а вокруг горы трупов. Но стесняться нечего, потому что это — что? — правильно, жизнь как она есть.

А еще Михалков сказал, что все, кто не понял «Предстояние», прозреют, увидев «Цитадель». Нет, все-таки хорошо, когда человек, несмотря ни на что, продолжает верить в чудеса.