Третий совместный фильм видных британских комиков Саймона Пегга и Ника Фроста, в котором они с переменным успехом уделывают Америку и помогают злому на язык пришельцу-супермену добраться домой.

Два приятеля-британца хорошо под сорок приезжают в США на ежегодный фестиваль комиксов. Для обоих это примерно как ответственный хадж для правоверных. Грэм с детства подсел на «Звездные войны» и верит в НЛО, а Клайв зашел в любви к комиксам достаточно далеко, чтобы нарисовать и издать иллюстрированную книжку про выдающуюся воительницу с тремя сиськами. Набравшись впечатлений, герои садятся в трейлер, определенно доставленный в картину из «От заката до рассвета», и отправляются в поездку по священным для уфологов-энтузиастов местам. Туда, где согласно легендам, происходили контакты со звездными братьями по разуму. Поездка оправдывает себя в Зоне 51, где герои встречают инопланетянина Пола. Он на Земле уже 60 лет, а теперь вынужден скрываться от спецслужб. Все эти годы они дипломатично разводили пришельца на информацию и вот решили покопаться в его мозге хирургическим путем. После того, как Грэм и Клайв, ошалевшие от лобового столкновения с миром грез, приходят в чувства, Пол уговаривает их отправиться к месту посадки присланного за ним корабля.


Пол выглядит ровно так, как ум кинематографистов рисовал себе инопланетных гостей с конца 1940-х годов: худосочное тельце, огромная голова-луковка и большие глазки (из нововведений только реалистичная задница). В одном из камео мелькает Стивен Спилберг, а героев преследуют элегантные агенты с повадками персонажей «Секретных материалов» — что и позволило прокатчикам с легкой душой расширить отечественный перевод названия. Все это, понятно, не случайно и укладывается в творческую концепцию исполнителей главных ролей Саймона Пегга и Ника Фроста (они же и сценаристы). «Пол: Секретный материальчик» — третий фильм британского комического дуэта. В «Зомби по имени Шон» изящно пародировались бесчисленные зомби-фильмы. В «Типа крутых легавых» — полицейские боевики и опять-таки хорроры про болото сельской местности, населенное благонравно выглядящими, но от того еще более жуткими аборигенами. В новой ленте осмеиваются штампы кинофантастики, и она куда менее удачна.

Не последней составляющей успеха предыдущих проектов были их неистребимый британский дух и стиль. В «Поле» фирменный островной менталитет остается на заднем плане: два англичанина и режиссер Грег Моттола («SuperПерцы») не лезут в голливудский монастырь со своим уставом, а напротив, пытаются ассимилироваться и играть по местным правилам. А это непросто: благодаря Джадду Апатоу кинорынок и без того перенасыщен аналогичными великовозрастными обалдуями в смешных подростковых майках и бредящих комиксами. Так что два видных британских комика, которые принимаются генерировать сортирный юмор, погоды в этом жанре не делают. Однако было бы несправедливо не отметить и ряд достоинств картины. С годами тандем Пегг—Фрост отнюдь не растерял химии (по ходу сюжета их не зря принимают за мужскую семью) и исправно радует взгляд. Кроме того, здесь все-таки можно набрать пяток удачных шуток. Ну и финальный выход охотницы на «Чужих» Сигурни Уивер в вечернем платье (который, правда, плохо заканчивается) чего-нибудь да стоит.

Иван Гиреев
Журнал «Ваш досуг» № 11 (23 марта — 3 апреля 2011 года)