Историческая драма Тома Хупера раскрывает не афишируемую доселе черту Георга VI, главного символа борьбы Великобритании с фашистскими войсками.

Герцог Йоркский () — младший сын короля Георга V, довольствовался ролью принца, требующей, правда, многочисленных публичных выступлений. С этим у августейшей особы были проблемы — мало того, что он был застенчив и не уверен в себе, так еще и заикался с такой силой, что двух слов порой не мог связать. Он показывался десяткам врачей, но никто не мог помочь. Но однажды его жена Елизавета Боуз-Лайон () нашла по объявлению австралийского логопеда Лайонела Лога (). Именно этот самоуверенный и дерзкий тип поклялся, что не только избавит принца от заикания, но и сделает его величайшим оратором в истории королевской семьи. Как назло, именно в этот момент старший сын почившего Георга V, Дэвид (), отрекся от престола, и теперь герцог Йоркский станет королем Великобритании Георгом VI. Дальше хуже — на горизонте Вторая мировая война, и король волей-неволей должен стать символом борьбы и мужества британского народа.


В большом кино режиссер Том Хупер, можно сказать новичок. Большую часть карьеры он занимался телесериалами, хотя в истории королевской семьи копается не впервые: в 2005 году он снимал сериал «Елизавета I» с  в главной роли (годом позже она сыграла уже Елизавету II в нашумевшей драме «Королева»). Многосерийный фильм был отмечен тремя «Золотыми глобусами», и с тех пор британцы не боялись вверять Хуперу такой интимный материал как семейные тайны королей.

Едва начался 2011 год, «Король говорит!» начал собирать все возможные кино-награды по всему миру. Кроме того, он номинирован 12 премий «Оскар», и уж как минимум треть из них справедливо получит. В чем же причина этой массовой истерии киносообщества вокруг несложной истории про короля-заику?

Прежде всего, дело в актерах, сыгравших главные роли. Колин Ферт в свои 50 лет по-прежнему является мечтой всех англичанок от 17-ти и старше. Изображая Георга VI, он и не пытался подавить свою сексуальность и обаятельность, хотя и старательно изобразил не слишком привлекательную мимику заикающегося человека, чертовски злого на судьбу и самого себя. Надо сказать, что Ферт так волновался, что лично привозил картину главе Британской Ассоциации Заикающихся, чтобы тот оценил, насколько правдоподобно и этично выглядит игра актера. Не уступает ему в кривлянии (в хорошем смысле слова) и известный австралиец Джеффри Раш. Массовый зритель обожает его капитана Барбоссу, а вот более притязательная публика хорошо помнит проявления талантища Раша (не сказать иначе) в фильмах «Блеск», «Кэнди» и «Перо маркиза Де Сада». В «Король говорит!» он предстает в образе эксцентричного и непосредственного логопеда Лайонела Лога, знающего себе цену и чувствующего себя настоящим волшебником-исправителем дефектов речи. Он не стесняется называть короля Берти, катать его по полу, хлопать по спине, заставлять прыгать и запрещать курить. Именно убежденность в том, что врач и пациент, кем бы он ни был, должны быть равны, позволяет ему стать для Георга VI не просто врачом, но и настоящим другом. Весь облик Лога и его методы борьбы с заиканием представляют сдержанную юмористическую составляющую картины, так как демонстрируют нам августейшую особу в нетривиальных ситуациях, которые со стороны смотрятся более чем комично, хотя и не умаляют его королевского достоинства. Скрепляет этот актерский ансамбль милейшая Хелена Бонэм-Картер, которая большую часть своей карьеры посвятила ролям аристократок, и в роли Елизаветы Боуз-Лайон, ставшей впоследствии Королевой-матерью, смотрится более чем гармонично.

Несмотря на драматичность основного сюжетного стержня (заикание, надвигающаяся Вторая мировая), картина пропитана надеждой и жизнерадостностью. В центре повествования оказывается обожаемый киношниками образ — человека, который преодолевает себя и свой недуг, и становится настоящим героем. В рамках этого короткого эпизода жизни Георга VI мы видим историю преображения человека, поверившего в свои силы. Однако кому-то может показаться неэтичным то, что успешно произнесенная королем речь становится здесь событием более важным, чем начало Второй мировой войны. Впрочем, Хупер не ставил цели снять полную биографию короля. Он изучил лишь конкретную проблему и ее решение, а все, что было в жизни Георга до и после — осталось за кадром. В частности, тот факт, что Лайонел Лог был прав, когда запрещал своему пациенту курить: король умер в 1952 году от рака легких.

То, как члены королевской семьи держат себя в этом фильме, напоминает вышеупомянутую драму «Королева», в которой мы увидели главу Великобритании в ином свете — напуганную, растерянную и скорбящую женщину, обожающую повязывать платки а-ля «русская бабуля». Герои «Король говорит!» предстают перед нами такими же доступными и приземленными. Георг VI и его жена держатся с должным достоинством и в то же время с простотой и пониманием, благодаря чему кажется, что стоит лишь протянуть руку — и можно прикоснуться к ним, таким добрым, родным, своим... Этот эффект «одомашненности» королевских особ делает героев еще более обаятельными и симпатичными, чем они есть на самом деле.

Все эти бесспорные достоинства отмечают критики, зрители и профессионалы, вручая картине «Король говорит!» бесчисленное количество наград. Гильдии режиссеров, актеров и продюсеров США удостоили создателей ленты своих призов, а «Золотой глобус» и 7 премий Британской академии кино и телевидения вплотную приближают фильм к получению главного «Оскара». Кстати, Ее Величество Елизавета II, которая является дочерью Георга VI, картину посмотрела и одобрила. А королевская похвала, согласитесь, гораздо важнее всех «Золотых глобусов», премий «БАФТА» и «Оскаров» вместе взятых.