Кристина Риччи делает выбор между жизнью и смертью, а помогает ей в этом странноватый директор похоронного бюро в лице Лиама Нисона.

Главная героиня Анна Тэйлор — школьная учительница биологии. У нее есть бойфренд Пол Конран, адвокат, который очень ее любит и уже готовит обручальное колечко, и мама-инвалид, которая волнуется только о том, кто подаст ей стакан воды. Временами Анна болтает с чудаковатым мальчиком, у которого нет друзей, а его родная мать постоянно пребывает в каком-то наркотическом трансе. Недовольная своей жизнью и бесконечной рутиной, Анна время от времени хандрит и впадает в истерики, из-за чего в очередной раз ссорится с Полом. Слезы на глазах и дождь на лобовом стекле становятся причиной страшной автомобильной аварии. Просыпается Анна уже в морге. Она не чувствует своего тела, а нависший над ней директор похоронного бюро Элиот Дикон спокойным тоном сообщает девушке, что рыпаться уже поздно, ибо она мертва и ничего не может с этим поделать.


Фильмография молодой полячки Агнешки Войтович-Восло состоит ровно из двух картин. В 2001 году, будучи студенткой школы искусств, она сняла сюрреалистическую короткометражку «Пате» (Pâté), отмеченную на многих кинофестивалях. С тех пор ни один сценарий, предлагаемый начинающему режиссеру, ей не нравился. Поэтому она сама села выдумывать сюжет новой картины. И придумала. И заполучила на главные роли далеко не последних людей Голливуда — Кристину Риччи, Лиама Нисона и Джастина Лонга.

«Жизнь за гранью» — это мрачный психологический триллер, затрагивающий вечные темы жизни и смерти. Герой Нисона выступает в качестве главного проповедника порочности бытия. «Если вы дышите, едите и гадите, это значит, вы живете?» — возмущается он. По его мнению, нам лишь кажется, что мы живы. На самом же деле мы прожигаем свою жизнь, не ценим ее, а потому не должны сокрушаться, когда теряем ее.

На протяжении всего фильма мучаешься главным вопросом: действительно ли директор похоронного бюро обладает даром общаться с мертвыми и помогает им перейти из одного мира в другой, или же он просто маньяк а-ля Конструктор из «Пилы», наказывающий жалких людишек, не ценящих свою жизнь, и хоронящий их заживо. В поисках ответа все 100 минут ленты напряженно вглядываешься в детали, примеряя их то к одной, то к другой версии. Наличие подобных сомнений делает «Жизнь за гранью» интересным и даже захватывающим, хотя и местами утомительным фильмом.

Главное его достоинство — это, конечно, актеры. Лиам Нисон хотя и смотрится почти одинаково во всех фильмах, невероятно убедителен. Впрочем, он один из тех обаятельных талантов, которые хороши абсолютно везде — играет ли он фашиста-притворщика в «Списке Шиндлера» или озвучивает льва в «Хрониках Нарнии». Кристина Риччи, которая с годами становится только прекраснее, смотрится на его фоне более чем достойно. Роль девушки, которая не может понять, умерла она или нет, ей очень к лицу: кажется, Риччи просто рождена для таких мрачно-готических ролей. Как ни странно, и пресный герой бесконечных романтических комедий Джастин Лонг держится на уровне. Пожалуй, это первая серьезная, можно даже сказать, драматическая роль Лонга. Впрочем, и здесь, глядя на его слезы и страдания, хочется крикнуть «Не верю!».

В американский прокат «Жизнь за гранью» вышел год назад. Потраченные на него 4,5 миллиона долларов, можно сказать, вылетели в трубу: в США картина собрала чуть больше 100 тысяч, а целом по миру — около 1,2 миллиона. Надо полагать, в нашей стране картину вряд ли ждет другая судьба. Причины могут быть разные. Возможно, никто не верит в способности польской женщины-режиссера. Возможно, людям надоели разглагольствования на тему бессмысленности нашей жизни. А может быть, зрители просто не уверены, что Лиам Нисон, Кристина Риччи и Джастин Лонг могут спасти любой, даже самый отвратный фильм. К счастью, «Жизнь за гранью» к таковым все-таки не относится. Он способен вызвать сильные эмоции, хотя и самые разные — от восторга до гнева и возмущения. Но разве не в этом заключается одна из главных целей кинематографа? Заставить задуматься, пробудить какие-то чувства, пусть даже негативные. Хотя бы из-за этого «Жизнь за гранью» можно назвать очень достойным полнометражным дебютом неопытной девушки-режиссера из Польши.