Вторая часть псевдодокументального фильма про темные силы, досаждающие одной счастливой семье.

В «Паранормальном явлении 2» речь идет о мистических происшествиях, имевших место за два месяца до событий, описанных в первой части. На этот раз беднягами, просыпающимися по ночам от голосов и тяжелых шагов стали супруги Кристи и Дэниэл и их дети — приемная девочка-подросток Элли и едва научившийся ходить Хантер. Первые нападки потусторонних сил вместе с ними встречает латиноамериканского вида няня, но ее увольняют сразу же, как только она заикается о призраках и начинает размахивать крестами и благовоньями.


В процессе выясняется, что молодая мамаша Кристи — это родная сестра Кэти, героини первой части «Паранормального явления» (которая несколько раз появляется в этом фильме вместе со своим возлюбленным Микой, еще живым и здоровым). Как мы знаем, общение с потусторонним миром — для них вроде как семейная традиция, поэтому излишней панике сестры стараются не поддаваться.

Завязка в фильме проста: однажды, вернувшись из какой-то поездки, члены семьи обнаруживает, что весь их дом, мягко говоря, вверх дном, однако ничего ценного не пропало. На всякий пожарный глава семейства решает установить во всех комнатах и во дворе камеры наблюдения. Кроме того, по дому вечно бегает юная Элли и снимает все происходящее на любительскую камеру. От установки дополнительных «глаз» спокойнее не только героям картины, но и зрителям — «трясучки» изображения существенно меньше, поэтому и смотреть фильм намного легче и приятнее.

В 2007 году первую часть «Паранормального явления» анонсировали как самый страшный ужастик всех времен и народов. Трейлер содержал кадры, снятые скрытой камерой в кинотеатре во время просмотра картины. Напряженные лица и истерические подпрыгивания зрителей обещали нечто действительно леденящее кровь. Сказать, что фильм оказался очень оригинальным трудно. Все-таки «Ведьма из Блэр», поразившая общественность своей «документальностью», появилась на экранах больше 10 лет назад, и ожидать чего-то особенного от «Паранормального явления» не приходилось. Но все-таки режиссеру Орену Пели и паре актеров удалось напугать зрителей и кинокритиков. Впрочем, иногда цифры могут сказать гораздо больше, чем любые отзывы: при бюджете в 15 тысяч долларов «Паранормальное явление» (снятое, кстати, всего за одну неделю) собрало в мировом прокате около 200 миллионов!

На вторую часть была потрачена гораздо большая сумма — около 3-х миллионов, но сложно не задать себе вопрос: на что пошли эти деньги? Надо полагать, на работу сценаристов Орена Пели и Майкла Р. Перри, изо всех сил старавшихся дать хоть какое-то объяснение происходящему на экране, но не сделать при этом банальный хоррор, погрязший в штампах. Удалось им или нет — судить зрителям.

Поклонников «Паранормального явления» вторая часть должна удовлетворить. Стилистика и способ повествования полностью сохранены. Ночные съемки одних и тех же комнат, редкие, но резкие странности и трудно различимые звуки держат в напряжении все 90 минут фильма, не отпуская до самых титров. Вроде постоянно ждешь подвоха, внимательно оглядывая каждый сантиметр выведенной на экран комнаты, но все равно в какой-то момент пугаешься до чертиков и подпрыгиваешь на месте. И это прекрасное качество современного ужастика. Реки крови, изуродованные рожи монстров и отпиленные конечности — зрелище, впечатляющее нынче разве что людей со слабым вестибулярным аппаратом. Остальным подавай нечеткое изображение, реалистичность излагаемых событий (ведь каждый может пострадать от внезапно захлопывающихся дверей и падающих сковородок) и полное ощущение необъяснимости происходящего. Именно эти факторы заставят современного киномана поежиться и прислушаться к тишине. А если смотреть «Паранормальное явление 2» в кинотеатре или, еще лучше, в большом пустом доме, эффект будет что надо!