11 миллионов долларов, 8 месяцев съемок, 109 (!) вариантов сценария и едва не утонувший Владимир Машков — такую цену пришлось заплатить создателям «Края», чтобы их детище добралось до большого экрана.

Август 1945 года. Танкист Игнат (Владимир Машков), прошедший всю войну, отправляется в Сибирь, в поселок Край, большинство обитателей которого — ссыльные, враги народа. В таежной глухомани герой Великой Отечественной влюбляется в бывшую гувернантку Софью (Юлия Пересильд). Однако вскоре лирика отходит на второй план, уступая место давней страсти: Игнат, который в мирной жизни был машинистом, находит немецкий паровоз, брошенный здесь еще в довоенные времена.


Не мыслящий своей жизни без риска, скорости и чувства власти над железной громадой, машинист решает вернуть паровоз к жизни. Но оказывается, что у паровоза по «имени» Густав уже есть «хозяйка» — молодая немка Эльза (Аньорка Штрехель), укрывшаяся в лесной глуши после ареста отца-инженера и все военные годы в одиночку боровшаяся за выживание в суровых сибирских реалиях...

На первый взгляд «Край» может показаться эклектичным и «избыточным» — и событийно, и по богатству картинки (за что оператору Юрию Клименко — отдельное спасибо), и по накалу поистине шекспировских страстей. Но достаточно определить место новой картины Алексея Учителя в классификационном ряду, и все благополучно упорядочивается: «Край» — типичный хрестоматийный артмейнстрим, что в наших краях (в отличие, скажем, от той же Франции) явление не столь уж обыденное, и позволить себе подобную роскошь в состоянии разве что Никита Сергеевич Михалков. Отсюда, собственно, и разрыв шаблона: будучи по содержанию драмой, «Край» встроен в живописный исторический контекст и приправлен мощной приключенческой составляющей (одни только гонки на паровозах дорогого стоят — во всех смыслах). Смешать столь разные ингредиенты так, чтобы в итоге получилось нечто хотя бы удобоваримое, — задача, с которой далеко не каждый справится. У Учителя получилось. И дело не только в сочетании режиссерского перфекционизма и серьезного по нашим меркам бюджета, но и, как ни удивительно, в голом энтузиазме.

Энтузиазмом этим создатели «Края» были заражены едва ли не в полном составе. Кинодраматург Александр Гоноровский безропотно правил сценарий, причем делать это пришлось больше сотни раз. Поселок Край киношники выстроили полностью, от первого до последнего барака, под Питером. Наконец, главная звезда фильма, Владимир Машков, вживаясь в образ, не только несколько месяцев не снимал гимнастерку и галифе, но и научился управлять паровозом. А когда во время съемок одного из самых драматичных эпизодов едва не утонул, переплывая реку, тут же согласился на второй дубль, попросив лишь пятиминутную передышку.

Усилия Алексея Учителя и его команды уже принесли свои плоды: «Край» угодил в программу международного кинофестиваля в Торонто, а главное — таежно-железнодорожный роман выдвинут от России в оскаровский «иностранный» лонг-лист. Расчет понятен и логичен: заокеанские академики давно известны болезненной склонностью к страстям на историческом фоне. И «Край» в этом смысле — практически идеальный вариант. Где найдешь еще такой...

Дмитрий Молчанов