В связи с выходом новой ленты братьев «Внутри Льюина Дэвиса», вспоминаем самые ключевые, по мнению ведущего рубрики, музыкальные фильмы.

«Стена»

Великобритания, 1982

Эпическое полотно-иллюстрация к одноименному концептуальному альбому Pink Floyd 1979 года. Лирический герой по имени собственно Пинк Флойд (Боб Гелдоф, ирландский музыкант и общественный деятель), пройдя через горнила трудного британского детства, становится рок-звездой. Под воздействием славы и наркотиков он теряет человеческий облик и в особо просветленные моменты чистит себя под фюрером. Кончается все сравнительно хорошо. Картина по сценарию идеолога группы Роджера Уотерса (скорее клип, нежели полноценный фильм), как и музыка «Пинк Флойд», тяготеет к монументальным формам и грешит избыточным пафосом. Но под ее тоталитарное обаяние, если уж сел смотреть, легко попадаешь, поэтому «Стена» и сегодня производит сильнейшее впечатление.

«Сид и Нэнси»

Великобритания, 1986

Колоритный портрет панк-поколения 1970-х, байопик фронтмена Sex Pistols Сида Вишеза и одновременно пронзительная история любви. Вишез, как известно, настолько любил свою подружку Нэнси Спаген, что зарезал ее в беспамятстве (а спустя год присоединился к подруге на небесах, вкатив себе овер-дозу героина). Секс, наркотики и рок-н-ролл без ретуши. Бенефис молодого , на которого немедленно обрушилась слава. Остается только домысливать, насколько взрывоопаснее получился бы фильм, сыграй в нем, как планировалось,  (в итоге роль Нэнси досталась Хлое Уэбб).

«Такси-блюз»

СССР — Франция, 1990

История странной дружбы жлоба-таксиста и саксофониста, блаженного, алкоголика и придурка. Дебютный и лучший фильм . (ранее эпизодически засветившийся в «Игле») играет более или менее самого себя и пополняет немноголюдный пантеон лучших юродивых российского кино. За кадром — саксофон Владимира Чекасина. Шедевр перестроечного кино, в целом на шедевры не богатого.

«Дорз»

США, 1991

Байопик лидера Doors Джима Моррисона, пик славы сыгравшего его (сам спел все песни, влез в шкуру героя, застегнул замочек, велел не беспокоить, впоследствии более или менее пустил карьеру псу под хвост), один из самых личных фильмов . Противоречивый образ ключевой музыкальной легенды 1960-х Стоун по обыкновению выписывает густыми, жирными красками (наркотики, заигрывание с сатанизмом, детские комплексы), обходясь без пораженческих полутонов и ради красного словца не щадя ни Моррисона, ни его партнеров по группе. Те добросовестно консультировали режиссера на съемках и смертельно обиделись, ознакомившись с результатом.

«Блеск»

Австралия, 1996

Авторитарный папа истово кует из сына-пианиста вундеркинда и своего-таки добивается. Удачно отыграв Третий концерт Рахманинова на выпускном экзамене, герой сходит с ума и на десятилетия погружается в безумие, из которого иногда вылезает, чтобы, явившись в плаще на голое тело в придорожную забегаловку, отчебучить «Полет шмеля». Спасает его любовь женщины, годящейся музыканту в матери. Основанный на биографии Дэвида Хэлфготта (его в раннем возрасте и зрелости одинаково блистательно играют Ноа Тейлор и ) «Блеск», пусть и на довольно попсовом уровне, но убедительно открывает зрителю глаза на то, что за прелесть эта классическая музыка.

«Бархатная золотая жила»

США — Великобритания, 1998

Глэм-рок на марше. Наркотики, блестки, пышные боа на раскрашенных в золото торсах и , сливающихся в небратском поцелуе — в основу картины положена история дружбы-ненависти и . Песни Боуи должны были составить саундтрек «Жилы», но певца взбесил сценарий, а сам фильм он впоследствии назвал грязным поклепом. Не грязным, но прекрасным, добавили бы мы. Но Дэвиду, всю карьеру особо тщательно шлифовавшему свой публичный образ, понятно, виднее.

«Сладкий и гадкий»

США, 1999

Злоключения джазового гитариста, лузера, жулика и авантюриста, любителя женщин, смотреть на поезда и мужественно расстреливать крыс на пустырях (блистательный выход ). Редкий случай, когда (в свободное от съемок и писательства время играющий на кларнете) настолько лихо и жирно расписывается в любви к джазу. Ко всему прочему, возможно, лучший фильм о мужском эгоизме.

«Круглосуточные тусовщики»

Франция — Великобритания — Нидерланды, 2002

Жонглирующий жанрами и темами режиссер-многостаночник заглядывает в Манчестер середины 1970-х, где происходит музыкальная революция под управлением продюсера Тони Уилсона, который, втянув прококаиненным носом воздух времени, дал путевку в жизнь Joy Division и The Happy Mondays. Спустя два года Уинтеботтом вернется к рок-музыке в скандальных «9 песнях», а актера будут звать в Голливуд чуть ли не всякий раз, когда потребуется изобразить истинного англичанина, обормота и джентльмена.

«Последние дни»

США, 2005

Хроника последних дней рокера Блэйка, живущего среди лесов почти по-пришвински — с той разницей, что его дом набит не рукописями и охотничьими рожками, а гитарами, наркотиками и торчками-приживалами. В герое на раз опознается , от чего режиссер для порядка открещивается в интервью — главным образом, чтобы, не дай бог, не схлестнуться в суде с вдовой лидера «Нирваны» , дамой цепкой. В лучших моментах (вроде эпизода, где душа Блэйка вполне буквально покидает бренное тело) картина балансирует между пошлостью и высоким искусством. Искусство берет верх.

«Через Вселенную»

США — Великобритания, 2007

Мелодраматический мюзикл на основе беспроигрышной коллекции золотых хитов «Битлз». Как и предыдущий фильм «Фрида», перед нами — перенасыщенный виньетками и разнокалиберными финтифлюшками (одна из них, например, Боно в образе Доктора Робертса) кино-коллаж, кропотливая аппликация, в которой ни один кадр не снят в простоте. Дамское рукоделие в светелке — но исключительно умелое и пропитанное заразительной любовью к музыке и . Выход картины в российский прокат стал праздником на улице московских битломанов, которые, раз за разом приходя в кинотеатр, похоже, и сделали «Через вселенную» скромную кассу.