— одна из самых неоднозначных фигур современного кинематографа. Выстреливая раз в пятилетку ударной ролью, каждый раз в спорных и неоднозначых лентах, актер каждый раз надолго пропадает с экранов. Может быть, секрет его популярности в том, что Малковичу органически противен шаблонный масс-маркет? На этой неделе enfant terrible Голливудских холмов отмечает 60-летие, а мы по традиции вспоминаем его самые выдающиеся фильмы.

«Империя солнца»

(1987)

Одна из первых серьезных работ театрального актера Джона Малковича, ступившего на скользкую дорожку голливудского актера в начале 1980-х и долгие годы перебивавшегося незначительными ролями в телефильмах, стала мировой сенсацией. Китайские власти впервые пустили на свою неприкосновенную территорию недружественных коммунистическому режиму американцев, но с условием: фильм должен полностью отражать китайскую точку зрения на военный конфликт Японии и Китая. Экранизация автобиографической книги Джеймса Балларда о годах, проведенных им в японском концлагере в Шанхае, неожиданно не собрала наград и фактически провалилась в прокате, несмотря на звездный тандем режиссера и сценариста и блестящий актерский состав. Однако спустя почти 20 лет после выхода на экран этот фильм остается одним из немногих уникальных документов малоизвестной кровавой страницы Второй мировой войны.

«Опасные связи»

(1988)

Изящный киноэтюд «Опасные связи» стал первой англоязычной экранизацией скандального романа Шодерло де Лакло. Откровенная и порочная тематика фильма настолько глубоко проникла под кожу актеров, изображавших перед камерами высшее французское общество 18 века, что не успел начинающий британский режиссер сказать: «Стоп! Снято!», как Джон Малкович, не снимая напудренного парика и расшитого камзола, запрыгнул в постель к своей партнерше по фильму . Развод актера с супругой не заставил себя ждать, однако и номинантка на «Оскар» Пфайффер недолго была в объятиях Малковича. Судьбоносный для многих членов съемочной группы фильм получил в итоге 3 премии «Оскар», в том числе за лучший адаптированный сценарий, и ни одной награды за лучшую актерскую работу, но виконт де Вальмон в исполнении Малковича до сих пор остается эталоном циничного интригана, готового ради заветной цели на любые мерзости.

«На линии огня»

(1993)


Спустя 12 лет после первого появления на экране Малкович вновь получил роль в амплуа, для которого, казалось, он был рожден: снова злодей, снова интрига. Имя Джона Малковича встает на одной афише вместе со звездами первой величины, и . Однако звездного часа не получается. Малкович номинирован на премию «Оскар», но золотая статуэтка уплывает в руки . Фильм имел грандиозный успех во многом благодаря тому, что многие его персонажи на момент съемок фильма были живы и обладали значительным авторитетом в обществе, в том числе и объект охоты героя Малковича Митча О'Лири — президент Джордж Буш-старший. В финале фильма торжествует справедливость, хотя многие американские демократы, тяжело переживавшие приход к власти республиканца Буша, предпочли бы иной финал.

«Быть Джоном Малковичем»

(1999)

Фантасмагорическая история о переселении в чужое тело не предвещала ни коммерческого успеха, ни зрительского ажиотажа. На момент съемок фильма Малкович считался одной из самых загадочных фигур американской фабрики грез, тем более, что долгие годы он жил вдали от Голливуда, во Франции, и даже водил дружбу с будущим гражданином России . Продюсеры считали, что герои фильма должны вселяться в более успешного и понятного массовому зрителю актера, например, в . Однако интеллектуальный эротизм Малковича был по достоинству оценен еще в 1995 году, когда журнал Empire признал актера одним из 100 самых сексуальных актеров мира (правда, только на 70 месте). Роль-камео была истинным триумфом Джона Малковича, а абсурд, возведенный в абсолют, стал визитной карточкой актера, невозмутимо надевающего самые странные и нелепые маски.

«После прочтения сжечь»

(2008)

Сняться у королей абсурда братьев считает достижением любой голливудский актер, но далеко не все удостаиваются этой чести. Однако для пародии на шпионские фильмы «После прочтения сжечь» Коэны подобрали поистине звездный состав. Вместе с Джоном Малковичем на площадке появлялись , и . Критики были раздражены и обвинили Коэнов в мизантропии: в фильме нет ни одного положительного персонажа. Однако от этого наблюдать за приключениями идиотов, желающих сбыть мемуары бывшего агента ЦРУ, не менее увлекательно. Роль придурковатого агента ЦРУ по фамилии Кокс, вокруг которого крутится основная интрига, писалась Коэнами специально для Малковича. Грустно, но смешно – лейтмотив творчества Джона Малковича в 21 веке.