На этой неделе исполняется 71 год режиссеру . В глазах одних он — чудовище и еретик, для других — гений, чьи фильмы в той или иной категории более 50 раз номинировались на «Оскар» и «Золотой глобус». «ВД» выбрал пять самых значимых картин из его богатого на шедевры послужного списка.

«Таксист»

1976 

Давно признанный классикой мирового кино, «Таксист» сделал звездой не только самого режиссера, но и его давнюю музу , а заодно — юную, никому тогда еще не известную . Скорсезе показал себя тонким психологом, де Ниро же – глубоким характерным актером. Его герой Трэвис Бикль — одинокий нервный тип с явными психическими отклонениями и тяжелым довеском в виде Вьетнамской войны за плечами — в итоге превращается в безжалостного убийцу, решившего, что только насилием можно очистить этот мир от «всякого дерьма». Фильм получил «Пальмовую ветвь» в Каннах, собрал неплохие деньги в прокате, а еще «вдохновил» в 1981 году Джона Хикли совершить покушение на Рональда Рейгана, чем снискал себе популярность не меньшую, чем сэлинджеровский роман «Над пропастью во ржи» в руках убийцы Джона Леннона — Марка Дэвида Чэпмена.

«Бешеный бык»

1980 

Многие считают этот фильм важнейшим в карьере Скорсезе, хотя сам Мартин отчаянно не хотел его снимать и, если бы не де Ниро, быть может, никогда бы и не снял. В то время ему было гораздо интереснее общаться с кокаиновыми дилерами Нью-Йорка, чем стоять по ту сторону камеры и кричать «Мотор!». Глядя на неумолимо погружающегося в наркотическую зависимость друга, Роберт предложил тому собраться и начать-таки работать, заменив продукцию колумбийских картелей толченым сахаром, если уж ему так необходимо что-то нюхать. Сам де Ниро отнесся к своей роли крайне серьезно и даже умудрился поправиться и снова сбросить 30 кг веса — ведь «Бешеный бык» охватывал более чем 20-летний период карьеры боксера Джейка ЛаМотты: от взлета на профессиональном ринге до крушения всех надежд. Критики до сих пор считают ЛаМотту лучшей работой актера. Не зря же именно за «Бешеного быка» тот получил «Оскара», «Золотой глобус» и премию американских кинокритиков. Скорсезе же удостоился звания почетного режиссера, снявшего по версии AFI «Лучший фильм-байопик о спорте».

«Последнее искушение Христа»

 1988 

Авторство самого неоднозначного в истории мирового кинематографа фильма также принадлежит Мартину Скорсезе. Адаптация романа Никоса Казантзакиса 1953 года чуть не аукнулась режиссеру вечной анафемой Римской Католической церкви. За попытку показать Иисуса (чудесно сыгранного ) обычным человеком, терзаемым страхом, сомнениями и похотью и в итоге предавшем «высшую божественную миссию», чтобы избежать смерти на кресте, особо рьяные христиане бойкотировали не только студию Universal и открытые показы в кинотеатрах, но даже пытались уничтожить все постеры картины. На что Скорсезе грустно заметил: «Я — бывший католик. Но я — католик, и от этого, к сожалению, никуда не деться». 

«Славные парни»

 1990 

Ставший эталонным сразу после выхода в прокат гангстерский фильм попал на экраны одновременно с третьей (и явно не самой удачной) серией «Крестного отца», но в отличие от экранизации книги Марио Пьюзо, был самым настоящим байопиком о невыдуманном персонаже по имени Генри Хилл — обычном солдате обычного итальянского клана. Так что если хотите знать, как мафия на самом деле делает деньги, выбивает необходимое, шинкует чеснок для спагетти-болоньезе, и прочие тонкости, которые интересуют всякого любопытного законопослушного гражданина, мечтающего о криминальной романтике — то просто обязаны посмотреть этот фильм.

 

«Банды Нью-Йорка»

2002 

Собственно, этим фильмом Скорсезе закрыл свою личную «эпоху» Роберта де Ниро и открыл новую, тесно связанную с . Надо признать, фильм получился масштабным и с виду даже исторически правдивым. Речь в нем идет вовсе не об итальянских группировках, как можно было бы предположить, учитывая национальность режиссера, а об ирландских бандитах, наводнивших Нью-Йорк в середине XIX века. Говорят, с этой эпической идеей Мартин носился без малого 30 лет, работал одновременно с тремя сценаристами и, очевидно, ждал взросления малыша Лео. Однако, самый выразительный герой вышел у , удостоенного  и «Золотого Глобуса», и BAFTA. «Глобус» достался и самому Скорсезе, в отличие от ДиКаприо, не получившего ничего. Последнее, однако, не помешало Мартину задействовать своего нового любимчика почти во всех последующих проектах.