Роман Кузнецов
27 сентября 2013

Не только Пенелопа

отметил на этой неделе 64-й день рождения. Для «ВД» это стало хорошим поводом вспомнить самые яркие женские образы в картинах своего любимого испанского режиссера.

Несмотря на скандальную славу режиссера, мягко скажем, лояльного к теме однополой любви, Педро Альмодовара можно по праву назвать знатоком женской психологии и создателем исключительно точных, абсолютно реалистичных образов дам в кино. Его героини красивы и не очень, капризны и пассивны, ироничны и покладисты — в общем, они совершенно такие же, как и сотни самых обыкновенных испанских женщин, среди которых живет режиссер. Есть, пожалуй, только одна черта, связывающая их между собой — эта особенная витальность, которой обладают жительницы Иберийского полуострова, и которую Альмодовару, как никому другому, удается запечатлеть на кинопленку.

Говорим «Педро Альмодовар» — подразумеваем «Кармен Маура». Редкий случай, когда режиссер готов переписывать сценарий так, чтобы его музе нашлось в нем место и при этом не брать ее в жены или любовницы. Сотрудничество Альмодовара и Мауры началось в далеком 1980 году, когда экстравагантный и откровенный фильм «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки» шокировал незрелую публику и открыл тандему ворота в кинематографический арт-хаус. За 30 лет актриса примерила на себя разные маски, от транссексуала в «Законе желания» до старой эксцентричной мамаши в «Возвращении», за роль которой Маура получила главный приз своей жизни, Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.

Аргентинская актриса Сесилия Рот, или Сексилия, как звали ее персонажа в «Лабиринте страстей», снялась в 6 фильмах Альмодовара и, несмотря на свою славу примадонны телесериалов, грандиозно справилась с главной ролью в единственном увенчанном всеми возможными лаврами фильме режиссера — «Все о моей матери». Звезда аргентинских мыльных опер, дважды удостоенная премии «Гойя» за лучшую женскую роль — парадокс в духе Альмодовара, одного из немногих режиссеров, способных огранить даже самый непростой актерский талант.

Любимая женщина многих режиссеров впервые удостоилась главной роли в фильме Альмодовара лишь в 2006 году, однако зрители ждали этого возвращения с 1999 года, когда Пенелопа впервые появилась в фильме «Все о моей матери» во второстепенной роли самаритянки Розы, совершенно не увязывающейся с ее изначально довольно фривольным образом. Режиссер не балует жгучую брюнетку Крус ролями, однако одно ее появление в эпизоде заставляет зрителя идти в кино. Так, в последнем фильме Альмодовара «Я очень возбужден» Крус присутствует на экране от силы минуту, что не мешает хитрым продюсерам ставить ее имя на афишу и собирать кассу.

 

Мариса Паредес всей своей жизнью на экране доказывает, что женская сексуальность лежит вне возрастных рамок, однако раскрыться ей помог именно Альмодовар, увидевший в немолодой уже актрисе хищницу, способную разбивать сердца и беззастенчиво отнимать жизни у юных поклонников. Неяркая по усредненным европейским меркам внешность актрисы не помешала ей послать неуловимый эротический импульс, в котором одновременно отразились опыт зрелой женщины, которой она является, и беззащитная девственная хрупкость Бланш из «Трамвая «Желание», которой она изо всех сил стремится быть на сцене, выстроенной для героини Дымки Альмодоваром в оскароносном «Все о моей матери».

Порочная внешность Виктории Абриль, будто рожденной для ролей проституток и наркоманок, запечатлена в фильмах Альмодовара ранних 90-х, когда режиссер ушел от прямого сексуального бунтарства на экране к художественному исследованию сексуальных перверсий. Чувственным ртом Виктории Абриль Альмодовар впервые открыто проговорил с киноэкрана свою «Крейцерову сонату» — аморальную элегию о порочности традиционных институтов семьи и брака «Свяжи меня!», отвернувшую от себя критиков и недооцененную в 1990-е, но обретающую новое звучание в наши дни, когда морализаторство берет верх над моралью.

 

Лола Дуэньяс — та самая Соле, которая внезапно приходила в гости к своей сестре в «Возвращении», и в большое кино пришла практически случайно, но зрителю запомнилась ее внешность фарфоровой куклы, и когда Альмодовару понадобилась актриса на роль девственницы-ясновидящей в «Я очень возбужден», у него уже была подходящая кандидатура. Скачки на спящем жеребце в эконом-классе терпящего бедствие самолета — настоящая животная страсть по-испански, которая могла найти выход только в девушке с внешностью Дуэньяс, милой простушки с секретом, тайного оружия Альмодовара.

Чус Лампреаве

Чус Лампреаве, как талисман режиссера, кочует из фильма в фильм, отмечаясь в крошечных ролях, но приковывая взгляды зрителей своей комичностью и нелепостью образа. Сморщенная старушка, которая сидит у подъезда и устраивает самосуд над жильцами — это сам Альмодовар, который наблюдает за своими персонажами в замочную скважину и с удовольствием перемывает им кости, не стесняясь в выражениях. 

Отзывы о «Не только Пенелопа»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

с 15 ноября (чт) | Великобритания, США, 2018, 32 к/т, приключения, фэнтези, семейный с 15 ноября (чт)

с 13 декабря (чт) | Австралия, США, 2018, 103 к/т, боевик, приключения, фантастика, фэнтези с 13 декабря (чт)

Джейсон Момоа в роли правителя семи морей.

с 13 декабря (чт) | США, 2018, 99 к/т, боевик, приключения, фантастика с 13 декабря (чт)

Первый спин-офф «Трансформеров» про робота, который пересобирается из Volkswagen Beetle.

с 8 декабря (сб) | США, 2018, 100 к/т, приключения, фэнтези, семейный с 8 декабря (сб)

Пышное, но бессмысленное кино по мотивам сказки Гофмана.

с 6 декабря (чт) | Германия, Дания, Швеция, Франция, 2018, 51 к/т, драма, триллер, ужасы с 6 декабря (чт)

Страшная история маньяка, который превратил убийство в искусство.

с 6 декабря (чт) | Бельгия, Франция, 2018, 15 к/т, драма с 6 декабря (чт)

Фильм о героях и событиях Великой французской революции.

с 22 ноября (чт) | США, 2018, 47 к/т, комедия, приключения, фэнтези, мультфильм, семейный с 22 ноября (чт)

Волшебное путешествие во вселенную интернета.

с 29 ноября (чт) | Италия, США, 2018, 6 к/т, детектив, триллер, ужасы, фэнтези с 29 ноября (чт)

Главный эстетский хоррор года.

с 6 декабря (чт) | Новая Зеландия, США, 2018, 93 к/т, боевик, приключения, триллер, фантастика, фэнтези с 6 декабря (чт)

Постапокалиптическая история про города, которые поедают друг друга.

с 13 декабря (чт) | Германия, Белоруссия, Россия, США, 2018, 17 к/т, драма, комедия с 13 декабря (чт)

Творческая девушка диджей Веля из Минска мечтает уехать в Америку.

«Девушка с татуировкой дракона», «Американский психопат» и другие истории, леденящие кровь.

«Соната», «Ведьма» и другие хорроры, которые страшно интересно смотреть.