отметил на этой неделе 64-й день рождения. Для «ВД» это стало хорошим поводом вспомнить самые яркие женские образы в картинах своего любимого испанского режиссера.

Несмотря на скандальную славу режиссера, мягко скажем, лояльного к теме однополой любви, Педро Альмодовара можно по праву назвать знатоком женской психологии и создателем исключительно точных, абсолютно реалистичных образов дам в кино. Его героини красивы и не очень, капризны и пассивны, ироничны и покладисты — в общем, они совершенно такие же, как и сотни самых обыкновенных испанских женщин, среди которых живет режиссер. Есть, пожалуй, только одна черта, связывающая их между собой — эта особенная витальность, которой обладают жительницы Иберийского полуострова, и которую Альмодовару, как никому другому, удается запечатлеть на кинопленку.

Говорим «Педро Альмодовар» — подразумеваем «Кармен Маура». Редкий случай, когда режиссер готов переписывать сценарий так, чтобы его музе нашлось в нем место и при этом не брать ее в жены или любовницы. Сотрудничество Альмодовара и Мауры началось в далеком 1980 году, когда экстравагантный и откровенный фильм «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки» шокировал незрелую публику и открыл тандему ворота в кинематографический арт-хаус. За 30 лет актриса примерила на себя разные маски, от транссексуала в «Законе желания» до старой эксцентричной мамаши в «Возвращении», за роль которой Маура получила главный приз своей жизни, Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.

Аргентинская актриса Сесилия Рот, или Сексилия, как звали ее персонажа в «Лабиринте страстей», снялась в 6 фильмах Альмодовара и, несмотря на свою славу примадонны телесериалов, грандиозно справилась с главной ролью в единственном увенчанном всеми возможными лаврами фильме режиссера — «Все о моей матери». Звезда аргентинских мыльных опер, дважды удостоенная премии «Гойя» за лучшую женскую роль — парадокс в духе Альмодовара, одного из немногих режиссеров, способных огранить даже самый непростой актерский талант.

Любимая женщина многих режиссеров впервые удостоилась главной роли в фильме Альмодовара лишь в 2006 году, однако зрители ждали этого возвращения с 1999 года, когда Пенелопа впервые появилась в фильме «Все о моей матери» во второстепенной роли самаритянки Розы, совершенно не увязывающейся с ее изначально довольно фривольным образом. Режиссер не балует жгучую брюнетку Крус ролями, однако одно ее появление в эпизоде заставляет зрителя идти в кино. Так, в последнем фильме Альмодовара «Я очень возбужден» Крус присутствует на экране от силы минуту, что не мешает хитрым продюсерам ставить ее имя на афишу и собирать кассу.

 

Мариса Паредес всей своей жизнью на экране доказывает, что женская сексуальность лежит вне возрастных рамок, однако раскрыться ей помог именно Альмодовар, увидевший в немолодой уже актрисе хищницу, способную разбивать сердца и беззастенчиво отнимать жизни у юных поклонников. Неяркая по усредненным европейским меркам внешность актрисы не помешала ей послать неуловимый эротический импульс, в котором одновременно отразились опыт зрелой женщины, которой она является, и беззащитная девственная хрупкость Бланш из «Трамвая «Желание», которой она изо всех сил стремится быть на сцене, выстроенной для героини Дымки Альмодоваром в оскароносном «Все о моей матери».

Порочная внешность Виктории Абриль, будто рожденной для ролей проституток и наркоманок, запечатлена в фильмах Альмодовара ранних 90-х, когда режиссер ушел от прямого сексуального бунтарства на экране к художественному исследованию сексуальных перверсий. Чувственным ртом Виктории Абриль Альмодовар впервые открыто проговорил с киноэкрана свою «Крейцерову сонату» — аморальную элегию о порочности традиционных институтов семьи и брака «Свяжи меня!», отвернувшую от себя критиков и недооцененную в 1990-е, но обретающую новое звучание в наши дни, когда морализаторство берет верх над моралью.

 

Лола Дуэньяс — та самая Соле, которая внезапно приходила в гости к своей сестре в «Возвращении», и в большое кино пришла практически случайно, но зрителю запомнилась ее внешность фарфоровой куклы, и когда Альмодовару понадобилась актриса на роль девственницы-ясновидящей в «Я очень возбужден», у него уже была подходящая кандидатура. Скачки на спящем жеребце в эконом-классе терпящего бедствие самолета — настоящая животная страсть по-испански, которая могла найти выход только в девушке с внешностью Дуэньяс, милой простушки с секретом, тайного оружия Альмодовара.

Чус Лампреаве

Чус Лампреаве, как талисман режиссера, кочует из фильма в фильм, отмечаясь в крошечных ролях, но приковывая взгляды зрителей своей комичностью и нелепостью образа. Сморщенная старушка, которая сидит у подъезда и устраивает самосуд над жильцами — это сам Альмодовар, который наблюдает за своими персонажами в замочную скважину и с удовольствием перемывает им кости, не стесняясь в выражениях.