Как настоящий учитель, он дотошен и строг. Может быть, поэтому и столь удачлив. Режиссеру Алексею Учителю к знакам отличия не привыкать. Его «Прогулка» открыла конкурсный показ на Московском международном кинофестивале и победила на выборгском «Окне в Европу». Впрочем, всевозможные награды режиссер «брал», еще будучи документалистом.

– Не хочется вернуться в документальное кино?

– Мне всегда было тесно в рамках документалистики. Кого бы я ни снимал – Гребенщикова, Виктюка или не известного человека, мне всегда хотелось ими режиссировать. А такое возможно только на съемочной площадке с актерами, лишь здесь можно почувствовать полную свободу, когда только ты сам – и больше никто – владеешь ситуацией.

– Видимо, из-за желания владеть ситуацией вы всегда выступаете продюсером собственных фильмов?

– Продюсером я стал сознательно, чтобы таким образом обезопасить себя. Это результат правок еще советских Госкино и худсовета. Была такая серия «10 минут по СССР», для которой я снял свой первый фильм «Имя ему Новгород». Это была видовая 10-минутка абсолютно без текста. Я повез ее сдавать в Госкино России. Мне говорят: «В Ленинградском обкоме партии кино показывали?». Я удивился, но отдал картину директору, чтобы он свозил ее в наш обком. Понес ленту в Госкино СССР во второй раз, а меня снова спрашивают: «В Ленинградском обкоме партии показывали?». Я говорю: «Да». «А в Новгородском?». Поехал в Новгород. Заметьте, тогда из кино не вырезали ни единого кадра! Но все равно такое отношение отбило у меня охоту быть режиссером, и я 3 года снимал документальное кино как оператор.

– Как же вам удалось так легко переквалифицироваться в операторы?

– Отец заставил меня поступить во ВГИК на специфический факультет режиссеров-операторов, или, точнее, авторов-операторов. Так что после института я умел все. Однажды попросился к отцу на съемки фильма о солистке Большого театра Ирине Колпаковой. Мы снимали спектакль, и мне захотелось поставить камеру на сцену, прямо около Колпаковой. Но дело в том, что суфлерские будки в театре ставят только во время оперных постановок. А тут балет! Но мы уговорили администрацию оставить будку, засели в ней с ассистентом и камерой. В самый ответственный момент мой ассистент неловко повернулся. Будка упала, и мы предстали перед публикой как были – с камерой...

– И часто с вами такие инциденты случаются?

– Как-то я повлиял на ход Олимпийских игр. С тем же ассистентом, что опрокинул суфлерскую будку, мы снимали прыжки в воду в рапиде, замедленно. А тогда для такой съемки использовалась камера с диском, который при запуске начинал дико выть. И вот я стою в наушниках, начинаются соревнования – финальные прыжки. За СССР тогда выступал пловец из Минска Портнов. Он готовится на 10-метровой вышке, за ним его конкурент – пловец из Германии. Мне дают команду: «Мотор!». Я включаю камеру, она жужжит, и тут вслед за нашим спортсменом в воду падает немец. Не успев вынырнуть, он начинает тыкать в нас пальцем, объясняя, что, мол, в нас причина его неудачного прыжка. Крики, улюлюканье! Но судьи все равно немцу «прыжок» засчитали. Так наш пловец и выиграл.

– В игровое кино его величеству случаю вмешаться гораздо сложнее, чем в документальное. Здесь многое зависит от сценариста. Очевидно, неспроста вы доверяете свои сценарии исключительно Дуне Смирновой?

– С Дуней мы очень давно дружим, около 14 лет. Это я зазвал ее в кино, еще в документальное. Мы вместе работали на фильмах «Последний герой» и «Баттерфляй». С ней можно говорить практически обо всем, обсуждать кино, критику, жизнь и любовь. Мы делимся очень многими вещами, но это не значит, что у нас какие-то тайные отношения. Просто мы очень близкие люди, почти родственники.

– А кто в вашем дуэте генератор идей?

– Обычно Дуня. Идею «Прогулки» она «привезла» из своей новогодней поездки в Прагу. Мы давно хотели снять что-нибудь на современную тему. И тут она предложила: трое двадцатилетних ребят, свободных,  красивых, гуляют по городу и болтают обо всем на свете…

– И вы сразу представили Ирину Пегову, Павла Баршака и Евгения Цыганова?

– Пашу и Женю я утвердил за 5 секунд. А с Пеговой было сложнее. Она уже была утверждена на роль в фильме «Предчувствие космоса», который я начинаю снимать по сценарию Александра Миндадзе, поэтому сначала я ее даже не рассматривал.

– Актеры легко приспособились к съемкам в режиме on-line?

– Сняли «Прогулку» мы всего за месяц. Труднее было с озвучанием, поскольку писать реальный звук на улицах Питера практически невозможно. Мы хотели показать разный Питер – живой, динамичный город, каким его знают сами питерцы. Но когда мы приехали туда со съемочной группой, то пришли в ужас. Весь город в лесах, сетках, улицы перекрыты, полным ходом идет подготовка к празднованию юбилея. Однако потом мы поняли, что на самом деле это большая удача. В следующий раз таким Санкт-Петербург будет разве что через 100 лет, как раз к своему 400-летию.

– И наконец, вопрос традиционный: почему вы выбрали именно такой маршрут?

– Невский – традиционное место знакомства. И если бы мне довелось познакомиться с девушкой, я бы повел ее как раз по этим местам.