Источник фото: «Радио Свобода»

На этой неделе начнется 35 Московский международный кинофестиваль. О его «кухне», а также главных хитах «ВД» расспросил программного директора Кирилла Разлогова.

В чем отличие нынешнего фестиваля от предыдущих?

В том, что в этот раз будут показывать совершенно другие фильмы. А вообще каждый год у фестиваля свои особенности. К примеру, сейчас проходит перекрестный «Год культуры» Нидерландов и России, поэтому на фестивале будет представлена программа «Малые голландцы», где мы покажем новые фильмы, сделанные в Голландии. Неожиданно возникла японская тема. В конкурсе будет участвовать картина «Долина прощаний» с участием звезды японского кино Йоко Маки. Кстати, японцы уверены, что приз за лучшее исполнение роли в этом фильме ей гарантирован. Но я бы не был так категоричен, потому что в жюри будут работать очень разные люди, каждый со своими пристрастиями. Вторую японскую картину «Мальчик по имени Ха» покажем в программе «Гала-премьеры». В Москву приедет внушительная делегация японских СМИ, я даже задаюсь вопросом: откуда у них такой интерес к нашему фестивалю? По традиции, большое внимание мы уделяем сотрудничеству с грузинской кинематографией: в конкурсе заявлена грузинская картина «Беспредел», а в жюри от Грузии будет работать известный актер и телеведущий Зураб Кипшидзе. Также мы постараемся чуть полнее представить прибалтийские фильмы. А вообще вся наша работа строится на взаимных интересах, личных связях, стечении обстоятельств. Это часть профессии отборщиков фестиваля.

Конкурсная программа нынешнего фестиваля сильнее, чем прошлогоднего?

Программа конкурсных фильмов всегда отражает уровень мирового кинопроцесса и ситуацию с фестивалями-конкурентами. Московский кинофестиваль входит в число пяти крупнейших фестивалей второго ряда. Перед нами Канн, Берлин, Венеция, а также Роттердам и Торонто. А та группа фестивалей, где обосновались мы, это также Карловы Вары, Локарно, Монреаль и Сан-Себастьян. Как правило, в Сан-Себастьян охотнее идут латиноамериканские фильмы, а фильмы Восточной Европы предпочитают Карловы Вары. Что мы теряем изначально, так это те 400 фильмов, которые уходят в официальную программу Берлинского фестиваля, 250 фильмов, которые оправляются в Канны, и порядка 700 картин, которые ждут Венецию. Из них реально попадет на фестиваль 250-300 фильмов, но ожидает решения отборщиков намного больше картин. Поэтому мы начинаем работу примерно с 1200-й иностранной картины. Что же касается российских картин, то здесь мы имеем дело с первой десяткой. Иногда у нас бывает право первой ночи, иногда — нет. Вот фильм «Майор» Юрия Быкова попал на «Неделю критики» в Канне. Мы его также рассматривали, нам он показался слишком прямолинейным, но каннским отборщикам эта прямолинейность пришлась по душе. В общем, уровень нашего фестиваля такой, какой есть. И замечу, что фестиваль фильмов не делает, он фильмы собирает.

С какими трудностями пришлось столкнуться во время подготовки?

Все наши трудности из-за того, что мы очень поздно начинаем работать легально. Это происходит после Берлинского фестиваля, когда другие киносмотры, проходящие примерно в одно время с нами, уже закрывают отбор в конкурсную программу. Кроме того, есть трудности объективного плана, связанные с международной политикой, с отношением к нашей стране, к или же ко мне. Но здесь ничего не поделаешь: с кем–то у нас налажены прочные связи, с кем-то вообще ничего не получается.

Ваша авторская программа «Третий возраст» после прошлогоднего перерыва возвращается в программу фестиваля. Появились фильмы, которые можно в ней показать?

Фильмы есть всегда, к тому же проблематика старения занимает все большее место в современной жизни и соответственно в кино. В прошлом году меня убеждали, что никто подобное кино смотреть не будет. Но много картин про «третий возраст» было представлено в Каннах, а главным хитом года стал фильм «Любовь», получивший множество наград, в том числе и «Оскар». Поэтому я решил восстановить программу в этом году, и есть несколько ярких картин, которые вписываются в даннный контекст.

Назовите пятерку лучших, на ваш взгляд, фильмов фестиваля.

Давайте пропустим конкурс, да и ретроспективы тоже. А то все яркие фильмы тогда будут в программе «Золотая коллекция «ХХ Век Фокс». Что же касается фильмов текущего репертуара, то я бы в первую очередь назвал призеров Каннского МКФ «Эли» , а также черно-белую картину «Художник и натурщица» из программы «Секс, еда, культура, смерть» с и в главных ролях. Много интересного будет в короткометражной программе. В частности, фильм «Иди и играй», получивший приз в Каннах. Еще мне очень нравится картина члена жюри из Кореи под названием «Жюри». И наконец, фильм «Сестра» еще одного члена жюри — .

Какой из фильмов, которые вы посмотрели за последнее время, стал для вас наибольшим потрясением?

Вы знаете, я уже в том возрасте, когда потрясений практически не бывает. А вот удивил меня фильм «Роль» , который участвует в конкурсе Московского кинофестиваля.

Расскажите, как вы следите за современным кинопроцессом, какие фестивали посещаете, сколько фильмов смотрите в год.

Кинофестивалей по всему миру проходит много, на всех побывать невозможно. Но стараюсь бывать в Берлине и Каннах. В Венеции не был со времен победы там российского фильма «Возвращение». Просто так складывается, что когда проходит Венецианский кинофестиваль, я езжу на фестивали в Монреаль, Торонто или Теллурайд в штате Колорадо. Что же касается фильмов, то я смотрю в среднем по 1000 картин в год, причем многие из них не полностью. На фестивалях получается увидеть 6-7 фильмов в день, а во время отбора их число увеличивается до 10-15. А так в обычной жизни я стараюсь смотреть хотя бы по одному фильму в день.