Французскую актрису Изабель Юппер называют «снежной королевой» и «железной леди». Но чаще всего – «антизвездой».

Ну что это за звезда, которую редко узнают на улицах, которая на съемках вместо обеда грызет принесенные из дома сухарики?! По меркам массового кино, это просто несерьезно.

Когда-то Юппер пыталась быть «настоящей» звездой. В 1980 году отправилась покорять Голливуд. Старалась как могла. Научилась ездить верхом, управлять экипажем, кататься на роликах. Вживаясь в образ, три дня провела в настоящем борделе в Айдахо. Увы, ни тонкая французская актриса в роли бандерши, ни сиявшая тогда звезда Майкла Чимино, снявшего классического «Охотника на оленей», не помогли фильму «Врата рая». Он с треском провалился. Возможно, судьба просто не захотела, чтобы Изабель Юппер становилась голливудской звездой – в «Макдоналдсе» не место французским деликатесам.

Чисто европейский ум

Юппер осталась в Старом Свете, и не прогадала. Она слывет одной из самых востребованных актрис Европы (в среднем 4 фильма в год). И одной из самых умных. Но это не аналитический ум Шерон Стоун или Мадонны с их пугающими мужчин IQ. Один режиссер назвал Юппер «сверхъестественной». И еще – «самой закрытой женщиной в мире». Именно ей принадлежит афоризм «Фотографировать – все равно что насиловать».

В Юппер, как в старинном европейском доме, всегда чудится какая-то молчаливая загадка. Может быть, она и сверхъестественно умна, но вовсе не собирается поражать этим каждого встречного. Разговорить Юппер никому не удается, она пресекает все хитрые «заходы» журналистов. «Ваше представление о счастье? - Счастье. - Что бы вы хотели в себе изменить? - Ничего». Вопросы обтекают ее, как волны гальку, а те, что касаются личной жизни, разбиваются о бетонную дамбу: «Это не обсуждается». Сама Юппер объясняет свою замкнутость так: «Мой отец занимался производством сейфов. Тут есть над чем поразмыслить». Тонкий намек.

Как избавиться от гири

Всех пятерых детей в семействе Юппер учили играть на пианино. Эти уроки Изабель ненавидела и бросила при первой же возможности (для роли в нашумевшей «Пианистке» Михаэля Ханеке ей пришлось осваивать клавиши заново). Зато девочка много читала и любила представлять себя героиней самых грустных на свете сказок – например, Русалочкой.

Большинство людей с годами забывает свои детские фантазии. Меньшинство – углубляется в вымышленный мир, «параллельный» реальному… Мать Изабель, скромная учительница, поддерживала артистические начинания своих дочерей. В итоге три сестры Юппер вошли в мир кино: Каролин стала режиссером, Элизабет – актрисой и режиссером. 13-летняя Изабель поступила на актерское отделение консерватории.

Педагоги прочили ей большое сценическое будущее. Если бы в 1971 году 16-летняя девчонка с волосами цвета меда не попалась на глаза режиссеру Нине Компанеец… Какое-то время Юппер еще блистала на подмостках, но омут кино затягивал ее. В 70-х, снимаясь у живых классиков Годара и Шаброля, Изабель стала во Франции «лицом поколения», а там и влиятельной актрисой, чье участие гарантировало успех любым проектам.

Любите ли вы выходные?

А вот к жизни Изабель оказалась совершенно неприспособленной. Нервная, пугающаяся всего на свете – от сквозняков до чужих взглядов, она посещала психиатров, пытаясь избавиться от целого букета страхов – вроде ощущения, что она «прикована цепью к своему телу, как к чугунной гире». От комплексов Изабель убегала в придуманную жизнь. «Актерство – способ изжить безумие», - как сформулировала Юппер.

Но кому удавалось убежать от себя? В родном Париже Изабель чувствовала себя потерянной и одинокой. Она недоумевала, почему люди так ждут выходных, и не представляла, чем можно их заполнить. Она не любила последний день съемок, когда люди, которые только что были ближе всех на свете, вдруг становились чужими, а тщательно выстроенный иллюзорный мир рассыпался на осколки… И вновь надвигалась пугающая реальность. В чем же находят смысл существования миллиарды людей? На этот вопрос должен быть какой-то простой и логичный ответ. И она нашла его.   

Хорошо засекреченное отцовство

В 1983 году Изабель Юппер родила дочь, которую в честь давнего увлечения литературой назвала Лолитой. Имя отца ребенка актриса долго скрывала от окружающих. Уже ходил пешком под стол младший брат Лолиты Лоренцо, а публика гадала – кто же таинственный папаша? Даже всезнающие сплетники из парижских редакций растерянно помалкивали.

Зато в остальном пресса дала волю фантазии. На Юппер переносили грехи и пороки всех ее героинь - от фетишизма до мазохизма. Но актриса, давно заработавшая репутацию особы «не от мира сего», не обращала на это внимания. Возмутилась она, только когда ей приписали связь с совсем юным партнером по фильму Бенуа Мажимелем. Впрочем, Изабель подозревали в романах со всеми актерами, с которыми она снималась. Например, с Депардье. 

Сейчас это уже не секрет: отец троих детей Изабель Юппер (младший сын родился в 97-м) - Рональд Шамма, «человек-невидимка», как называют его ехидные французы. Они познакомились на съемках картины, которую снимала старшая сестра актрисы Каролина. А в 1987 году уже Шамма поставил фильм «Черный Милан» с Изабель в главной роли. На этом его режиссерская карьера и  закончилась. Но не отношения с Изабель.

Рок, футбол и телевизор

Официально Рональд и Изабель в браке не состоят. Мать троих детей по-прежнему именуют «мадемуазель Юппер». Впрочем, во Франции не принято обращаться к актрисам «мадам». Живет семейство в большой и довольно безалаберной парижской квартире. Посторонние сюда проникают редко: вещи слишком много могут рассказать о хозяйке дома. Этот беспорядок, обшарпанная мебель, кипы книг на полу и телевизор на неожиданно почетном месте...

Да, на обстановку роскошной виллы где-нибудь в Малибу совсем не похоже. И сама 48-летняя хозяйка не похожа на голливудскую диву: все та же худенькая девочка-подросток со стянутыми в узел волосами. Юппер не пользуется косметикой, не любит высокие каблуки и вообще далека от всякого «гламура». У нее свои вкусы («Люблю быть беременной»). Изабель Юппер, похоже, вообще живет вне времени. Не умеет обращаться с компьютером и водить машину (что забавляет ее детей).

Великая актриса  - а недолюбливающие Голливуд французы и вообще поклонники европейского кино давно убеждены в величии Юппер - любит телесериалы (может и всплакнуть) и… футбольные матчи. Часто играет на пианино. Это наконец стало доставлять ей удовольствие.  

Мадемуазель Юппер вообще склонна к неожиданным поступкам, чтобы не сказать «чудачествам». То появится на Каннском фестивале, написав на руке: «Бог должен быть благодарен Баху, потому что тот – доказательство Его существования», то вызовется брать интервью у знаменитостей…                    

Ключик + замочек

Интервью Изабель Юппер предпочитает давать в кофейне отеля «Lutétia» неподалеку от Сен-Жермен-де-Пре. Те же опостылевшие за три десятка лет вопросы, те же ответы – обтекаемые, как обкатанная волнами морская галька. «Что вы цените в мужчинах? - Женственность. – А в женщинах? - Загадочность.  - Вы лжете когда-нибудь? - Постоянно». 

Да, ее отец, по всей видимости, делал очень хорошие сейфы. Но фирма мсье Юппера производила не только сейфы, но и ключи. Его дочь щедро раздает зрителям ключи – в каждой своей роли, где достигает крайних пределов откровенности. Нужно лишь внимательно смотреть.