Канны в очередной раз подтвердили репутацию главного фестиваля синефилов, которые, в отличие от простого зрителя, ходят в кино отнюдь не за тем, чтобы развлечься. Ходившая в фаворитах и бурлящая жизнью «Holy Motors» осталась без наград, тогда как депрессивная «Любовь» Михаэля Ханеке получила главный приз.

Михаэль Ханеке и актеры фильма «Любовь»

Золотая Пальмовая Ветвь

«Любовь»

Франция — Австрия — Германия, 2012. Р:

Название «Смерть» картине подошло бы больше. Перед нами доскональная, убедительная и пошаговая (как дневник собственной агонии, который до последнего надиктовывал академик Павлов) хроника умирания от инсульта старухи. За ней самоотверженно ухаживает муж. Меняет памперсы, кормит с ложки, в какой-то момент бьет. Все сколь подробно, столь и безупречно по части драматургии, как всегда у Ханеке, тремя годами раньше взявшего в Канннах опять-таки главный приз за «Белую ленту». Драма разыграна пожилыми иконами французского кино и .

Гран-При

«Реальность»

Италия, 2012. Р:

История итальянского обывателя, вполне милого и добродушного торговца рыбой, который мечтает попасть в качестве героя на реалити-шоу «Большой брат» и целенаправленно сходит с ума на этой почве. И смех, что называется, и грех — после скандального фильма про итальянскую мафию «Гоморра» Маттео Гарроне радикально поменял жанр и сделал трагикомедию. Без криминального следа, впрочем, не обошлось и в «Реальности». Сыгравший бедолагу Аньелло Арена в данный момент мотает 20-летний срок за убийство (на съемки его отпускали под честное слово) и страсть к актерству ощутил в любительском тюремном спектакле. Вполне заслужил приз за лучшую мужскую роль, но не получил.

Приз жюри

«Доля ангелов»

Великобритания — Франция, 2012. Р:

Проголосовав за «Любовь» умом, «Долю ангелов» члены жюри определенно выбрали сердцем. Кен Лоуч, с одной стороны, адепт реализма (если не сказать, соцреализма, поскольку в его фильмах всегда силен социальный уклон), с другой, всякая его лента несет в себе изрядный позитивный заряд и заканчивается хорошо. Комедия про приключения шотландских гопников и бочки раритетного виски (после просмотра зрители сами выходят, как будто немного выпимши) — не исключение.

Режиссура

«После мрака свет»

Мексика — Франция — Нидерланды — Германия, 2012. Р:

Удивительная драма о попытке слияния города и деревни — попытке не слишком удачной, поскольку в решающий момент дело кончается пулей в грудь. На вполне бесхитростный сюжет (городское семейство переезжает жить в село, и на новом месте у него все плохо складывается) проецируется бесчисленное количество режиссерских трюков, фокусов, приемов и метафор, красивых и страшноватых.

Сценарий, лучшая женская роль

«За холмами»

Румыния, 2012. Р:

Как и в нашумевшей опять-таки в Каннах драме «4 месяца, 3 недели и 2 дня», речь в новой картине идет о тяжелой женской доли на фоне тоталитарного режима. На этот раз против двух подруг (актрисы поделили приз за лучшую женскую роль) — не социалистическая власть, а православная церковь (дело происходит в монастыре). На одной чаше весов, определяющих драматургию ленты — закоснелый религиозный институт. На другой — лесбийская любовь и психиатрическое заболевание (врача нет, поэтому из героини пробуют по старинке изгнать дьявола). Равновесия весы не достигнут, и светлого финала, понятно, никто не обещает в принципе.

Лучшая мужская роль

«Охота»

Jagten, Дания, 2012. Р:

4-х летняя девочка из детского сада на свой необузданный и неосмысленный манер влюбляется в воспитателя. Мужчина, которому 40, деликатно отшатывается. Развитая крохотная героиня сообщает, что дяденька к ней приставал, и на человека начинается, собственно, охота, как будто списанная из горячих новостей СМИ. В роли загнанного в ловушку педагога, на которого ополчился весь мир, — один из лучших европейских актеров своего поколения. Награда заслуженно нашла героя.