Выходит военно-мистический фильм Карена Шахназарова «Белый тигр». Режиссер рассказал «Вашему Досугу» о горящих танках, немцах в роли немцев и «Мосфильме».

«Белый тигр» — экранизация повести Ильи Бояшова «Танкист». Действие происходит во время великой отечественной. Главная линия — поединок мкжду чудом выжившим русским танкистом и дьявольским порождением войны, гигантским немецким танком-призраком «Белый тигр»

Карен Георгиевич, почему вы решили снять фильм о войне?

Для меня это первый опыт. Я был продюсером фильма Николая Лебедева «Звезда». Но одно дело продюсировать, а другое — снимать. Военный фильм — это вообще высший режиссерский пилотаж. Артхаусное кино снимать гораздо проще. Мне понравилась история, написанная Ильей Бояшовым. Она дает возможность посмотреть на войну с другого ракурса — мистического.

Столкнулись ли вы с какими-то непредвиденными трудностями в ходе съемок?

Снимать подобные картины, да еще и с масштабными сценами с таким количеством техники, довольно трудно. Когда в кадре находится одновременно 25 танков, это сложно организовать. Возникает множество проблем — технических, эмоциональных, физических. Я сделал для себя много открытий.

Например?

Танк загорается даже при пиротехническом взрыве: если в нем есть щели, то при движении он засасывает огонь. Случалось, танк загорался внутри башни. К счастью, в тот момент в ней никого не было. Поэтому перед использованием пиротехники мы стали каждую щель замазывать специальным раствором, чтобы избежать нечаянного возгорания. Однажды чуть не задавило операторскую группу. Танк должен был въехать в дом и пробить его, а вместо этого сдвинул с места и потащил прямо на операторов. Чудо, что танк остановился буквально в метре от камеры. Надо отдать должное ребятам, никто из них не убежал, снимали до последнего.


Для Карена Шахназарова «Белый тигр» ― первый опыт работы над фильмом военной тематики в качестве режиссера

Где еще проходили съемки?

На территории военного лесничества в Алабино и на полигоне Таманской бригады. Там мы построили деревню, снимали сцены со стрельбой, взрывами, пожаром. Часть натурной площадки «Старая Москва» на «Мосфильме» мы переделали в разрушенный европейский город. В 1-м павильоне «Мосфильма» был возведен зал инженерного училища в Карлхорсте, где состоялась съемка сцены подписания Акта о капитуляции Германии. А в 4-м павильоне мы построили потрясающую декорацию «Кабинет Гитлера» для съемок ключевой сцены финала.

Что было самым сложным при воссоздании военной эпохи?

Лица людей того времени. Мне кажется, они были совсем другими: более осмысленный взгляд, выразительные глаза. Даже в массовку людей подбирали каждого отдельно. Много пришлось поработать художникам, гримерам, костюмерам. Еще мы обращались к мемуарам. Правда, довольно осторожно: все же их пишут живые люди, у каждого свое мнение. Приходилось сравнивать разные мемуары, чтобы составить более-менее достоверную картину того, что происходило в те годы.

Танки, самоходки и артиллерия ― из коллекции «Мосфильма». Многие — участники войны, им по 70 лет. Они заводились с первого раза, и не было случая, чтобы хоть один из них не поехал. А в павильоне мы создали абсолютно точный макет Т-34 в разрезе, со всеми реальными деталями. В таком объеме внутри танк никто никогда не снимал

Почему на главные роли вы приглашали неизвестных актеров?

Я понимал, что для этой картины нужны не слишком медийные лица. Мы искали типажи среди неизвестных актеров, непрофессионалов. Одну из главных ролей у нас исполнил человек, найденный по объявлению. Такой подход придает больше достоверности.

Для вас было важно, чтобы немцев играли именно немецкие актеры?

Конечно. Они даже могли ничего не говорить, но было сразу видно, что это немцы. Никакой российский актер так бы не сыграл. Роль Гитлера, например, замечательно исполнил Карл Кранцковски.

Вы уже довольно давно руководите «Мосфильмом», который часто называют «русским Голливудом».

Я бы сравнил «Мосфильм» не с Голливудом, а с Warner Brothers. Мы ничем не уступаем с точки зрения технологий, а в каких-то аспектах у нас позиции посильнее. К примеру, в том, что касается записи музыки: на «Мосфильме» одна из самых лучших студий в мире. И еще у нас существует полный цикл производства, включая кинолабораторию, монтаж, костюмы, постпродакшн. Не все европейские студии могут похвастаться таким солидным набором услуг.

Насколько загружены эти мощности?

В год на «Мосфильме» идет работа примерно над 70–80 проектами. Это и кинофильмы, и сериалы, и телепередачи, и клипы.

А зарубежные проекты снимаются?

Иностранцы в основном пишут музыку. Для этого могут приехать всего два человека — композитор и продюсер. Все остальное они берут здесь — у нас очень хорошие специалисты. Вообще Россия не очень удобная страна для съемок: масса таможенных проволочек, ужасающая бюрократия, никаких стимулов для кинопроизводства. В отличие от нас в других странах существуют программы возврата потраченных на их территории средств, которые стимулируют компании снимать именно там.

У вас уже есть задумки по поводу следующего фильма?

Пока нет, я еще от этого фильма не вполне отошел. Когда заканчиваешь картину, то как будто проживаешь что-то, что в тебе многое меняет. Пока я не нащупал, что бы хотел делать дальше.