VashDosug.ru вспоминает персон, события, тренды, скандалы, которые стали самыми яркими культурными впечатлениями в уходящем году.

Кино

СКАНДАЛ: ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЛАРСА ФОН ТРИЕРА

Датский провокатор представляет в Каннах «Меланхолию» – возможно, лучшую свою картину за последние годы, рискующую понравиться всем. Что, в свою очередь, не нравится самому Ларсу. Чтобы плеснуть бензина в недостаточно яркий костер, фон Триер на пресс-конференции признается в сочувствии к Гитлеру. Канны объявляют его персоной нон грата. Походив некоторое время павлином, режиссер вынужден оправдываться, как Кирпич в «Месте встречи»: мол, чего не скажешь в шутейном разговоре. Под конец года Триера прощают. Без него скучно.

ОТКРЫТИЕ: «ДРАЙВ»

Фильм датчанина Николаса Виндинга Рефна продемонстрировал, что фильмы о криминальных проблемах мужчин за рулем не обязательно должны быть энергичными, тупыми и предсказуемыми. Картина о шофере мафии, имевшем неосторожность влюбиться, по сравнению с «Форсажем» и «Перевозчиком» – как проникновенный и горестный фортепианный клавир рядом с зубодробительными хард-боевиками Motorhead. Поцеловать любимую в лифте и тут же раскромсать лицо случившемуся рядом киллеру – самая эффектная любовная сцена года.

СОБЫТИЕ: «ЕЛЕНА» И «ФАУСТ»

Говорить о всплеске интереса на Западе к русскому кино можно, хотя и с осторожностью. В Каннах приз программы «Особый взгляд» получает «Елена» Андрея Звягинцева, которая становится откровением даже для ненавистников режиссера. Выясняется, что автор не только витает в свинцово-пафосных облаках метафор, но и замечает, что происходит в России. В результате имеем отличный социальный триллер с живыми персонажами и совершенной красотой каждого кадра. С размахом снятый на европейские деньги «Фауст» Александра Сокурова получает «Золотого льва» в Венеции. Говоря, что российским прокатчикам лента не нужна, режиссер сгущает краски: «Фауст» выйдет в феврале.

ПЕРСОНА: НИКИТА МИХАЛКОВ

Второй год подряд главным ньюсмейкером в российском кино остается Никита Сергеевич Михалков. В марте он активизируется в интернете, заведя странички «В контакте» и в ЖЖ и зарегистрировав на YouTube телеканал «Бесогон ТВ», в рамках которого размышляет о времени, о себе и царящей вокруг бездуховности. В мае обращается к Путину с предложением ввести нравственную цензуру в прессе. Вышедшая в мае же «Цитадель» ока зывается вменяемее «Предстояния», но тоже терпит сокрушительный коммерческий провал. Что не мешает Никите Сергеевичу сделать все, чтобы вторая половина «УС-2» была выдвинута на «Оскар».

Театр

СКАНДАЛ: УХОД ЮРИЯ ЛЮБИМОВА ИЗ ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ

Об авторитарном характере Юрия Петровича известно столько, сколько существует сама Таганка. Но если прежние поколения артистов терпеливо сносили его нрав, нынешние выбрали другой путь. Вопрос о том, пополнит ли осиротевшая Таганка ряды изживших себя театров, остается открытым. Ближайшая премьера – «Венецианские близнецы» итальянца Паоло Эмилио Ланди. Тем временем 94-летний Любимов репетирует в Большом театре оперу Бородина «Князь Игорь».

ОТКРЫТИЕ: ТЕАТР НАЦИЙ ПОСЛЕ РЕКОНСТРУКЦИИ

Пять лет назад, до прихода в театр Евгения Миронова, надежды на то, что исторический фасад первого русского частного театра – театра Корша, когда-нибудь восстановят, почти не было. Миронов титаническими усилиями довел стройку века до конца. Проект курировал Александр Боровский, превративший руины в одно из самых современных театральных зданий, которых в Москве так не хватает. А интересный репертуар уже есть – в ближайшее время театр показывает две премьеры: «Фрекен Жюли» в постановке Томаса Остермайера и Circo Ambulante русского авангардиста Андрея Могучего.

СОБЫТИЕ: «ЭОННАГАТА» РОБЕРА ЛЕПАЖА

Могли ли мы представить, что выдающийся режиссер решится танцевать, а великая балерина произнесет драматический монолог?! Именно так поступили Робер Лепаж и Сильви Гиллем, которые привезли на Чеховский фестиваль спектакль о Шевалье Д'Эоне – шпионе Людовика ХV, менявшем пол в зависимости от обстоятельств. Вместо «клубнички» получилась сновидчески прекрасная постановка о том, что вдохновение и храбрость не имеют пола. А у несравненной Сильви оказался на редкость благородный тембр голоса.

ПЕРСОНА: КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ

После скандально известной постановки романа «Околоноля», авторство которого приписывают сами знаете кому, Серебренников совершил еще один рискованный шаг – сделал спектакль «Отморозки» по повести Захара Прилепина «Санькя». Теперь недруги упрекают его в двух взаимоисключающих грехах: стремлении угодить власти и призыве к революции. А зритель между тем получил два мощных театральных высказывания о том, что представляет собой сегодняшняя Россия.

Академическая музыка

СОБЫТИЕ: ОТКРЫТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ СЦЕНЫ БОЛЬШОГО ТЕАТРА

Скандалы, склоки, сливы в прессу окружали эту культурную стройку все шесть лет. Сроки сдачи несколько раз откладывались. Менялись ответственный реставратор и генеральный подрядчик, на стройке замечали гастарбайтеров и немецких специалистов по акустике. Скептики предрекали бесконечный долгострой, но… Театр снова работает. Пускай его работу снова окружают скандалы, склоки, сливы в прессу. Труппа сохранена, и хуже, чем была до закрытия театра на реконструкцию, не стала. Как только спадет ажиотаж, можно знакомиться с репертуаром.

ОТКРЫТИЕ: ГАСТРОЛИ БАЛЕТА ЛА СКАЛА

До сих пор мы были уверены, что Милан холит и лелеет только классическое итальянское бельканто. После показанных в Москве «Эксельсиора» и «Сна в летнюю ночь» оказалось, что балет в театре тоже в полном порядке. Возможно, у неоперной части Ла Скала нет такого славного прошлого, как у парижской Гранд-опера, но легкость танца и умение артистов чувствовать стиль приятно удивили. Лукавый старинный «Эксельсиор» с грандиозной танцующей массой не имеет аналогов в мировом балете. Неспроста итальянцы открыли гастрольный список на Исторической сцене Большого театра.

ПЕРСОНА: ТЕОДОР КУРЕНТЗИС

Самый русский грек в этом году возглавил Пермский театр оперы и балета. Иллюзий у него не было: Курентзис признает, что в Перми мало солнца и бытовой культуры населения. Но ему создали условия для занятия любимым делом, и маэстро потянул за собой оркестр Musica Aeterna. Результаты Москва наблюдала на концерте в Зале Чайковского. Самые старательные летали в Пермь на удивительную по качеству оперу «Так поступают все женщины» и программу балетов «В сторону Дягилева». Все это пахнет созданием культурной альтернативы Москве и Петербургу.

СКАНДАЛ: УХОД НАТАЛЬИ ОСИПОВОЙ И ИВАНА ВАСИЛЬЕВА ИЗ БОЛЬШОГО В МИХАЙЛОВСКИЙ ТЕАТР

В мире переход артиста из театра в театр – событие рядовое. То ли дело у нас. Уход самой перспективной молодой пары стал пощечиной самолюбию Большого. И кроме того, поставил под сомнение способность нового руководителя балета Сергея Филина управлять ситуацией. Сами же беглецы точно не прогадали: мировые имена они уже себе сделали, а в Михайловском театре кроме положения лидеров получили больше денег и больше свободы. Что называется, правильный выбор.

Популярная музыка

ПЕРСОНА:  ЭМИ УАЙНХАУС

Она изящно вошла в «Клуб 27-летних» – рок-звезд, ушедших из жизни на взлете. Моррисон, Джоплин, Хендрикс и Кобейн приняли в свою компанию харизматичную британскую певицу. А мы плачем, слушаем вышедший уже после ее гибели суперхит Body and Soul и понимаем: артисты такого уровня рождаются раз в столетие. 

ОТКРЫТИЕ: THE RETUSES

Лучшая новая команда России отличается, как в анекдоте, двумя качествами – красотой и скромностью. И способностью конкурировать с лучшими западными образцами психофолка. Пластинка Waltz Baltika! была признана «прорывом года» и получила премию Артемия Троицкого «Степной волк». Нежное и трепетное вызывание духов прошлого на чистейшем русском языке дает надежду на возвращение интереса к нашей музыке и открытие окна в Европу.

СОБЫТИЕ: КОНЦЕРТ ШАДЕ В CROCUS CITY HALL

Великолепная афроангличанка привезла в Москву новый альбом «Солдат любви» и все свои нестареющие хиты, спетые за тридцать лет служения ритм-энд-блюзу. И сделала это впервые после сногсшибательных триумфов в Европе, Америке и Африке. Наша публика оказалась самой благодарной – таких оваций Шаде не встречала прежде нигде. Как и публика не знала доселе такого яркого, горячего и оригинального шоу.

СКАНДАЛ: ССОРА ШЕВЧУКА И ШНУРА

Единой когорты русского рока больше не существует: из-за расхождений по поводу Химкинского леса лидеры «Ленинграда» и «ДДТ» разругались в пух и прах, со взаимными оскорблениями и песенными подтверждениями своих позиций. Опустевшую нишу главных музыкальных героев заняли молодые хипстеры с диджейскими пультами и герои дабстепа.

Выставки

СОБЫТИЕ: КАРАВАДЖО И ДАЛИ В МОСКВЕ

Два перекрестных культурных Года – Италии–России и Испании– России – принесли гастроли двух гениальных выставок. Обе принимал Пушкинский, вынужденный справляться с бесконечными очередями. Сначала мы погружались в подсознательное вместе с Сальвадором Дали (правда, в Москве Дали из Музея Фигераса вышел не столько авангардным, сколько классическим). Затем поражались реализму скандального Караваджо. Всего одиннадцать картин итальянца в двух залах – но их ценность равна одиннадцати отдельным выставкам.

ОТКРЫТИЕ: НИКОЛАЙ ГЕ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

В отличие от выставки Левитана, которая получилась вполне школьная (что вовсе не плохо), юбилейная экспозиция Ге вышла неожиданной и даже шокирующей. Автор хрестоматийного полотна «Петр I допрашивает царевича Алексея» раскрылся как философ и страстный религиозный проповедник. В Швейцарии обнаружился целый корпус его библейских рисунков, картины «Что есть истина?» и «Распятие» и через полтора столетия потрясают чувства. В общем, Ге в XIX веке делал то, что не снилось даже радикалам XXI.

ПЕРСОНА: АННИ ЛЕЙБОВИЦ

Редкий художник способен хладнокровно запечатлеть смерть родных и честно рассказать о своих душевных ранах. Американка Анни Лейбовиц считалась королевой глянца. И вдруг привезла в Моск ву выставку «Жизнь фотографа», построенную как исповедь. Вот тут стало понятно: чтобы сделать достойный портрет какого- нибудь великого человека, надо быть ему равным.

СКАНДАЛ: ГРУППА «ВОЙНА» ПОЛУЧАЕТ ПРЕМИЮ «ИННОВАЦИЯ»

«Произведение» арт-группы «Война» – фаллос, изображенный на питерском Троицком мосту, который в полночь начинает зловеще подниматься, – давно изучили поль зователи интернета. И когда его включили в список на получении госпремии «Инновация» (ее поддерживает Министерство культуры), многие сочли это шуткой. Однако после того, как на тайных заседаниях эксперты решили отдать премию именно «Войне», разразилась буря: может ли вандализм считаться искусством? Где границы эпатажа? Куда смотрит цензура? Так или иначе, «Война» – самые обсуждаемые художники 2011 года.

Книги

ПЕРСОНА: СТИВ ДЖОБС

В октябре 2011-го ушел из жизни основатель корпорации Apple Стив Джобс. И аккурат через месяц в срочном порядке было написано и издано его жизнеописание, сделанное редактором Times Уолтером Айзексоном. Журналист провел с Джобсом сорок бесед и на их основании составил биографию нового Прометея. Еще до начала продаж количество заказов на книгу на портале Amazon перевалило за миллион, что лишний раз доказывает – мир крайне нуждается в харизматиках, которым удается убедить потребителя в том, что он не просто потребитель, а сотворец очередного новаторского прибамбаса.

ОТКРЫТИЕ: БУКТРЕЙЛЕРЫ

Интерес к чтению падает, а товар реализовывать нужно. Русские издатели обратили взоры в сторону цивилизованного мира, где для продвижения книг выпускаются буктрейлеры – видеоролики-завлекалочки. Осенью «Азбука-Аттикус» выложила в Сеть буктрейлер на триллер Алексея Маврина «Псоглавцы»: нарезку из погонь, любовных сцен и оскаленных морд вервольфов. Тренд был продолжен буктрейлерами на такие книги, как психологический роман Лены Элтанг «Другие барабаны», хроники любви Курбан Саида «Али и Нино», сборник рассказов «Десятка» от Захара Прилепина.

СОБЫТИЕ: ТРИУМФ ПРАВОСЛАВНОЙ КНИГИ

В этом году случился вал добротной христианской литературы. Те, кого отталкивают резкие проповеди автора православного учебника протодиакона Андрея Кураева, как глоток свежего воздуха восприняли появление книги наместника Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова). «Несвятые святые и другие рассказы» – истории из жизни автора, написанные с юмором и любовью к людям, будь то юные послушники или старцы, миряне или иноверцы. Книга мгновенно стала бестселлером и получила прессу, какой может позавидовать любой раскрученный детективщик.

СКАНДАЛ: «БЛАГОВОЛИТЕЛЬНИЦЫ» ДЖОНАТАНА ЛИТТЕЛЛА

Американо-французский литератор в начале 2000-х осел в гостинице в центре Москвы, вооружился ящиком виски и за пару месяцев накатал тысячестраничную стилизацию под воспоминания нацистского офицера. Получилась запутанная история эсэсовца, который в 1942-м выполнял на Украине операцию по зачистке еврейского населения. Критики подвергли роман остракизму – из-за наличия со смаком описанных сцен насилия и оригинальный подход к теме холокоста. Хотя некоторые (например, жюри Гонкуровской премии) сочли книгу смелой попыткой разобраться с природой насилия и оценили богатство аллюзий.