В новых заграничных фильмах актуальна тема России. Кремль дважды становится объектом нападения, а русские оказываются опасными, но симпатичными — все поприятнее инопланетян.


Кадр из фильма «Фантом». Красная площадь и храм Василия Блаженного во всей красе

Если обычно киношные пришельцы, как к медом намазанным, устремляются к Нью-Йорку и Лос-Анджелесу, то в «Фантоме» объектом высадки становится Москва. Это логично: инопланетяне прилетели, чтобы подпитаться природными и энергетическими ресурсами — а где, как не у нас. Москва живая и узнаваемая. Вот кинотеатр «Пушкинский» и, понятно, бронзовый Пушкин. Вот самое, возможно, русское на свете лицо . Вот неведомая космическая сила разрывает в клочья собаку на Красной площади. Несмотря на скромный по американским меркам бюджет в $25 млн, здесь все в порядке с экшном (а это тоже непременная визитная карточка автора «Дозоров» — выступил продюсером фильма), но вообще перед нами довольно гуманистическое кино. Посетив Москву, юные американские герои (среди них — красавица в исполнении Оливии Тирлби) убеждаются, что медведи по улицам не ходят, а русские — на редкость приятные люди. В особенности на контрасте с инопланетянами, которые, хотя и появляются редко, но очень уж мерзки.

В одном из самых козырных эпизодов «Фантома» по брусчатке Красной площади катится рубиновая звезда. Угодила она сюда будто из четвертой серии «Миссия невыполнима», где Кремль взрывают ко всем чертям уже в самом начале, и опять-таки сконцентрировано немало русского духа. Первые пять минут, например, называют русским именем Сергей, а в дальнейшем за национальную ментальность отвечает офицер ФСБ в исполнении . Он обладает не только мертвой волкодавьей хваткой, но и достаточно объективен, чтобы в итоге признать: западные разведчики тоже чего-то стоят. «Миссия невыполнима» от Брэда Берда (режиссер «Рататуя» и «Суперсемейки» верен анимационным представлениям, что в кино ничего невозможного нет в принципе) — абсолютно невероятный и по-своему совершенный фильм. Драйв в чистом виде, лучший вариант для семейного выхода.

Русский след, пусть и данный пунктиром, виден и в лучшем шпионском триллере последних лет «Шпион, выйди вон!». Русские агенты виртуозно, как Штирлиц Мюллера, обыгрывают могущественную британскую разведку МИ-6, но ломают зубы на гениальном контрразведчике в исполнении . Это размеренная, запутанная и почти медитативная картина, которая, в отличие от «Фантома» и «Миссии...», заставляет задуматься. В кадре изредка появляется Константин Хабенский, есть прекрасные выходы Светланы Ходченковой, которая играет кого-то вроде Анны Чапмен, только таинственную и по-настоящему опасную. Вот с кем хорошо ходить в разведку.