Работе над фильмом «Высоцкий. Спасибо, что живой», который выходит на экраны 1 декабря, сценарист и сопродюсер Никита Высоцкий отдал пять лет. Подробности о самой ожидаемой премьере года — в интервью «Вашего досуга».


Никита Высоцкий. Фото: Даниил Овчинников

Передо мной вас «пытали» телевизионщики, и вы заявили: «Если кто-то скажет, что мой сценарий плохой, а фильм хороший, я не обижусь». Откуда такие сомнения?
О гениальных людях очень трудно рассказывать! Про отца сказано и написано очень много общих слов — «рупор эпохи» и тому подобные клише. А наша картина — не общее место, не клише, не иллюстрированная статья из желтой прессы... Я многим пересказывал сюжет, который сам в 16 лет услышал от Севы Абдулова, отцовского товарища, но никто за него не брался. Мне говорили: «Классная история! Пиши сам». Конечно, про своего отца я знаю массу историй и анекдотов, но в отличие от Аркадия, моего старшего брата, я не сценарист. Отсюда и сомнения. Проблема всей мемуарной литературы и байопиков — рассказать об интересном и незаурядном человеке так, чтобы все поняли, чем же он отличается от них, что в нем такого, чего нет в других. Когда Хармс писал свой «почти абсурд» — про Льва Толстого, который очень любил детей, или про Пушкина, который падал со стула и бросался камнями, — им, по-моему, двигало желание уйти от общих мест.

Когда вы придумывали сценарий, вас вдохновляли или, наоборот, раздражали другие фильмы-биографии? Допустим, «Полторы комнаты» об Иосифе Бродском?
«Полторы комнаты» — очень интересное кино с хорошими актерами, но «вдохновлять» — не совсем то слово. Все хорошие картины друг на друга не похожи. А сделать «как когда-то кто-то» — очень опасная вещь! У Высоцкого на этот счет есть строчка — «Выбирайтесь своей колеей». Существует такое понятие, хотя оно мне не очень нравится, как референс, то есть ссылка, рекомендация. И в этом смысле мой референс — «Калина красная», «Все на продажу» или Doors. Я люблю эти фильмы, они меня двигали в сторону оригинальности, непохожести — найти собственную интонацию, чтобы это нельзя было с чем-то сравнивать.

Рука судьбы как-то влияла на воплощение замысла?
Думаю, да. Это судьба, что сценарий изменился, потому что в определенный момент мы были вынуждены остановиться — по разным причинам. Был один мистический момент во время монтажа, и я счастлив, что при этом присутствовал, когда переставили одну склейку — и вдруг: картина есть!

А случались минуты, когда вы думали: все, на проекте можно поставить крест?
Потерять кино можно на любом этапе — их много, и все они важны — вплоть до промо-компании. И все мы знаем фильм одного очень известного режиссера, налетевший на абсолютно неправильное позиционирование... Моменты, когда мне казалось, что дальше двигаться невозможно, бывали. Съемочная группа во многом состояла из молодых людей, которые в силу возраста не помнили 70-х годов. Мы пережили тяжелые ситуации, некоторые сцены переснимались дважды, был очень непростой монтаж. Но «Высоцкий» для компании «Дирекция кино» — далеко не первая картина. Их профессионализм — не только в умении в нужный момент становиться циничными или безразличными, потому что если все время находиться в состоянии эйфории, можно переломать ноги себе и другим. Мои партнеры знают, как выходить из тупиковых ситуаций, и выводили из ступора и картину, и меня... Банальная мысль, но кино — это же цепь компромиссов: надо снимать солнечный день, а пошел дождь, и, значит, будем снимать сцену не в лесу, а в сторожке лесника. И в этом смысле, конечно, какие-то вещи не произошли или произошли не так, как я бы хотел. И, глядя на экран, я иногда думаю: «Эх! Вот! Что ж такое!..» С другой стороны, в качестве компенсации состоялось то, на что никто и не рассчитывал, это рождалось прямо на площадке или при монтаже и озвучании... Самый большой тупик, в который мы сами зашли, — решение, чтобы отца играл я. Это был туннель, в котором в конце — не только стена, но и яма.


Имя актера, играющего главную роль в фильме, не раскрывается

Но Высоцкий в роли Высоцкого — было бы эффектной рекламой!
Да, но это абсолютно нехудожественный ход! Я не хотел играть эту роль, но поскольку человек дисциплинированный, человек команды, то стал работать. Я похудел, занялся культуризмом, плавал, бегал, осваивал семиструнную гитару. На мне первом опробовали сложнейший пластический грим. Но хорошо, что в итоге Максимов и Эрнст развернули ситуацию.

И теперь неизбежен вопрос, который вам задают все и на который вы не отвечаете никому...
Да, мы даже в титрах не указываем имя актера, сыгравшего Высоцкого. То, ради чего принято это решение, важнее некого шума вокруг имени исполнителя. Это больше, чем кино, потому что это — Высоцкий. Внешнее сходство было необходимо, и мы понимали, что огромная работа может быть перечеркнута, когда люди, придя в кинозал, начнут игру «Найдите десять различий».

А как же быть с тем мистером Икс, отдавшим столько сил работе над образом вашего отца и у кого вы, продюсеры, отняли те самые 15 минут славы?
Это решение не могло состояться без желания самого актера. Он согласился с доводами, которые я вам сейчас привел. Но если продюсеры увидят, что мы мешаем этой тайной или еще чем-то прийти картине к людям, я уверен, у нас хватит мозгов и возможностей исправить ситуацию.

В вашей картине действуют как исторические фигуры — Высоцкий, его родители, так и вымышленные персонажи, которые, однако, имеют вполне реальных прототипов. Не боитесь чьей-то негативной реакции?
Вопрос непростой. Да, есть очевидные прототипы. Но я хотел уйти от быта и тонн мемуарной литературы, потому что все эти подробности невероятно тормозили сюжет. Это все — персонажи фильма. Мы принципиально ушли от конкретных имен и событий, взяв историю о нескольких днях жизни отца, которая реально была, и сделав ее художественной. А любое художественное произведение — это 10 процентов правды и 90 процентов фантазии.

Бессмысленно сценариста и продюсера спрашивать об этом накануне премьеры, поскольку ответ предсказуем, но насколько вы довольны результатом?
Доволен, хотя насчет процентного отношения не скажу. Картина производит впечатление, держит! Она живая, энергичная. Я доволен, а вот какой будет реакция зрителей — увидим...