В своей социальной драме автор пафосных притч «Возвращение» и «Изгнание» Андрей Звягинцев демонстрирует знакомство с рядовыми общечеловеческими ценностями. 


На главную роль Звягинцев сразу и безоговорочно утвердил театральную актрису Надежду Маркину

У лауреата Венецианского и Каннского фестивалей Андрея Звягинцева репутация режиссера элитарного и эстетского. Философские обобщения, переполненный смыслами язык, идеально выстроенный кадр почему-то многих раздражали. В «Елене» на высокомерие автора уже не пожалуешься: картина получилась приземленной, даже жизненной. Тут есть и городские трущобы, и гастарбайтеры, и драки юных хулиганов на помойке — впрочем, как и напичканное современной мебелью и бытовой техникой элитное жилье в центре столицы.

Отточенность режиссерского стиля здесь работает на внятность повествования. История вроде бы незатейливая, но пугающая — как раз из-за того, что в персонажах тонко дозированы условность и адекватность реальным людям. Думаешь: не хотелось бы оказаться на его или на ее месте. И в то же время понимаешь, что такое возможно. События картины в какой-то момент принимают криминальный оборот. Будто следователь, Звягинцев предоставляет публике достаточно фактов, чтобы составить суждение о происходящем. Все неоднозначно, но когда зритель задумывается не о том, как красиво снят закат, а о том, насколько виноват или по-человечески достоин оправдания персонаж, — это ли не мечта для создателей кинопроизведения.

Заглавная героиня Елена в исполнении театральной актрисы Надежды Маркиной — женщина простая, пролетарского, так сказать, происхождения. Когда-то работала медсестрой, а теперь вот повезло поселиться у одного из бывших состоятельных пациентов: она ему и жена, и домработница, и, когда возникает надобность, сиделка. За отношениями Елены и ее мужа-хозяина, которого играет Андрей Смирнов, наблюдать занятно. Супруг Елену кормит-поит, но категорически отказывается помогать ее бедным родственникам, а именно семье ее взрослого сына, которую тот не может прокормить, поскольку только пьет и не работает. Сын и внуки Елены живут на ее пенсию — уж этими деньгами она вольна распоряжаться.


Андрей Смирнов — суровый муж

С характерной завистью люмпены косятся на богача, которому денег жалко. Негодование усиливается, когда возникает необходимость отмазать старшего внука от армии. Елене особенно обидно, что скупой муж совсем по-иному ведет себя с собственной дочерью от первого брака: дочери он ни в чем не отказывает, балует и намеревается ей все завещать, несмотря на то, что дочь отнюдь не ласковая, крайне язвительная и циничная особа. В роли избалованной дочки Елена Лядова выступила так, что хочется дать «Оскара» не глядя. Образ тем более притягивает, когда осознаешь, что жесткость и прямота «плохой» падчерицы куда честнее показной душевности «хорошей» мачехи.

Вопрос о наследстве мужа и отца становится не только двигателем сюжета, но и лакмусовой бумажкой для выявления того, на что ради своей цели способны люди. Создается впечатление, что нравственные нормы в человеке для Звягинцева определяются классовым сознанием. На что пойдет ради собственных интересов бедняк, то богатому слабо. Так что «Елена» — еще и фильм про борьбу классов. Причем режиссер, очевидно, сочувствует богачам и не любит пролетариат. Однако сдержать наступление гегемона-хама автор, как и его рафинированные герои, похоже, не в силах. Тем более когда пролетариат, как в этой картине, для своей борьбы берет на вооружение такое неожиданное средство, как Виагра.