МУАР запускает «Архитектурный кинолекторий»: на знакомые фильмы советских времен можно будет взглянуть с совершенно новой точки зрения.

В советском государстве всякое искусство обязано было идеологическими выступлениями оправдывать свое существование. Литераторы описывали жития революционеров, художники создавали полотна в стиле бодрого соцреализма. Конечно, эта тенденция не обошла и «важнейшее из искусств». Советский Союз был страной с непрекращающейся стройкой. И стройка эта велась порой самыми невероятными усилиями, сопровождалась жертвами и гигантскими вложениями, не менее необходимыми, например, в здравоохранении или образовании. Жертвы нужно было как-то оправдывать, а на стройку — звать добровольцев из молодежи. Кино для такой пропаганды подходило как нельзя лучше.


В кинопопуляризации советского строительства поучаствовал и Дмитрий Шостакович: его песни из фильма «Москва, Черемушки» пела вся страна

Дом нашего времени

«Идеологическая составляющая в том, что касается архитектуры, в советском кино была всегда, — убежден историк архитектуры Николай Калашников. — Только заказ менялся от эпохи к эпохе». Николай — один из лекторов, которых Музей архитектуры имени Щусева (МУАР) пригласил вести кинолекторий.

В предвоенные 30–40-е годы в фильмах чаще всего показывали монументальную архитектуру, замечает Калашников. Иногда герои обращают внимание здания, иногда — даже принимают участие в их строительстве. Например, в фильме «Верные друзья» действие происходит на фоне возводящихся высоток. В 20-е годы еще в немом кино фоном часто служили конструктивистские здания — как образец наступающего будущего. Во времена хрущевской оттепели шла борьба с так называемыми архитектурными излишествами, и во многих фильмах эта тема намеренно поднималась. Позже иначе взглянули на безликие однотипные многоэтажки — эта «архитектурная шутка» стала основой завязки рязановской «Иронии судьбы».


«Каток и скрипка» – дипломный фильм Андрея Тарковского, рассказывающий о дружбе асфальтоукладчика и мальчика-скрипача

Архитектурный взгляд

Кинопоказы, сопровождаемые лекциями, МУАР устраивает не в первый раз. Но прежде это были документальные ленты, интересные в первую очередь профессионалам-архитекторам, отмечает куратор кинолектория Соня Гимон. В летнюю программу этого года собрали главным образом игровые фильмы, ориентируясь при этом не только на их «архитектурную составляющую», но и на художественную ценность. Каждую ленту лекторы будут предварять небольшим (примерно получасовым) рассказом об архитектуре — и эпохи в целом, и конкретных сооружений, мелькающих в фильме. После показа, по желанию лектора и зрителей, можно устроить обсуждение.


Фильм «Возрождение Сталинграда» о том, как восстанавливали разрушенный до основания город

О слоне и Сталинграде

Фильмом, который откроет летний архитектурный кинолекторий, станет «Шуми, городок» режиссера Николая Садкова. Параллельно с историей любви жительницы провинциального городка и прогрессивного инженера разворачивается интересный опыт, к которому стоило бы присмотреться нынешним градостроителям. Старый дом, мешающий работам по прокладке первой в городке линии трамвая, не сносят, а аккуратно переставляют на другое место.

«Фильм снимался на Киевской киностудии незадолго до войны, и реалии маленького городка под Киевом не дают богатого архитектурного фона, но этим картина и интересна», — отмечает Николай Калашников. Он прочтет перед первым показом лекцию «Большой сталинский стиль и провинция 1930-х». Оказывается, передвижка домов тогда была очень модной темой, но делалось это только в Москве, в глубинке такого не практиковали. Кроме того, в фильме можно обнаружить множество архитектурных реалий, сегодня забытых. Например, на заднем плане в одной из сцен мелькает фонтан со слоном, вокруг которого танцуют главные герои. В 30-х это была модная малая архитектурная форма — она перекочевала из эпохи модерна и канула в Лету в 50-е. Сейчас, по словам Калашникова, осталось несколько таких фонтанов, например, в Кинешме и Рязани.


Кадр из знаменитого фильма Александра Медведкина о сталинском плане реконструкции столицы «Новая Москва» 1938 года, который тогда на экраны так и не вышел

В афише кинолектория — знаменитый фильм Александра Медведкина о сталинском плане реконструкции столицы «Новая Москва» 1938 года, который тогда на экраны так и не вышел (показ 28 июля), любимая зрителями оперетта «Москва, Черемушки» на музыку Шостаковича (показ 11 августа). «Москва: Один день из жизни города в 1927 году» показывает старую Москву до реконструкции, с храмом Христа Спасителя и экипажами с извозчиками. Фильм «Возрождение Сталинграда» — о героизме тех, кто восстанавливал тот самый город, оборона которого стала переломным моментом Великой Отечественной.

Показы начинаются в субботу, 23 июля, и будут идти до 20 августа по субботам (в 18.00) и четвергам (в 20.00). Вход в кинолекторий бесплатный, предварительной записи тоже не нужно, однако стоит помнить, что зал в МУАРе небольшой, на 80 человек, и приходить заранее. Полное расписание показов и лекций на www.muar.ru.