Режиссер Нил Маршалл попытался пролить свет на таинственное исчезновение Девятого Легиона в приключенческом экшне «Центурион».

Гуляя вдоль римской стены в британском городе Ньюкасл, режиссер и сценарист Нил Маршалл припомнил одну легенду, которую ему рассказали много лет назад. В 117 году Римская Империя простиралась от Египта до Испании. Но римским правителям все было мало. Решено было направить армию в на север Британии, в Шотландию. В числе завоевателей был и легендарный Девятый Легион. По преданию, Девятый Легион исчез без следа, и никто не знает наверняка, что произошло с целой армией отважных римских солдат в горах Шотландии. Согласно одной гипотезе, на римлян напали пикты — представители дикого кельтского племени. Сюжет «Центуриона» основан именно на этом предположении.

Римские солдаты — излюбленные персонажи кинематографа. Многочисленные легенды о сражениях служат плодотворной почвой для фантазии сценаристов. В случае с «Центурионом» Нилу Маршаллу тоже было где развернуться. Об исчезновении Девятого Легинона доподлинно ничего не известно, а пикты — вообще почти мифическое племя, не оставившее после себя практически никаких следов. Опираясь на факты о жизни римских солдат, Маршалл придумал и создал целый мир со своими обычаями. Надо отдать должное художникам по костюмам и декорациям: обмундирование римлян и одежда пиктов, форт и деревня, оружие и предметы быта рядовому зрителю, не углублявшемуся в изучение истории, покажутся великолепными, а пейзажи — захватывающими (недаром съемки проходили в горах и лесах Шотландии).

К сожалению, больше «Центуриону» похвастаться и нечем. «Скомканное» повествование и стремительное развитие событий придают фильму динамичности, но выглядят так, будто при монтаже режиссер выбрал только самые кровавые и резкие эпизоды и слепил их в один бесформенный ком. Сказывается желание Маршалла как можно скорее выпустить «Центурион»: два месяца съемок для такой масштабной картины — крайне небольшой срок.

Хотя мужской части зрителей фильм, надо полагать, понравится. Ведь каждый мужчина в душе — воин. От количества крови в «Центурионе» рябит в глазах. Кажется, что в погоне за натуралистичностью боев почти все полмиллиона долларов бюджета были потрачены на покупку бутафорской крови. По количеству отрубленных голов и конечностей фильм мог бы потягаться с «Пилой» и прочими американскими страшилками XXI века.

На фоне довольно однообразных и невыразительных мужчин в «Центурионе» выделяется неординарная воительница пиктов Этейн в исполнении красотки Ольги Куриленко. Когда-то ее личико украшало обложки глянцевых журналов, но в 2008 году она «выстрелила» ролью подружки Бонда в «Кванте милосердия». В образе Этейн Куриленко хороша невероятно: она дерется, кричит дурным голосом и отрубает головы направо и налево не хуже (а то и лучше) любого мужчины, но, к сожалению, нема как рыба. Впрочем, многие считают, что именно молчание украшает женщину.

Однако самым неприятным моментом в «Центурионе» оказывается не обилие крови, не молчаливость Куриленко и даже не поспешность повествования, а чрезвычайная похожесть эпической картины про римлян на обычный американский боевик. Казалось бы, британец-режиссер и интернациональная команда актеров (Майкл Фассбендер родился в Германии, Ольга Куриленко — на Украине, предводитель пиктов Ульрих Томсен — в Дании) должны были лишить фильм «американщины». Но некоторые диалоги и действия героев говорят об обратном. Да и сами создатели фильма от такой оценки не открещиваются. Художник по гриму, например, так и сказал журналистам о «Центурионе»: «Это такой римский „Крепкий орешек“».

Примечательно, что в конце февраля 2011 года на экраны выходит картина Кевина Макдональда «Орел девятого легиона», рассказывающий о событиях, происходивших спустя 15 лет после исчезновения Девятого Легиона. По сюжету молодой центурион Маркус Акила, сын командира пропавшей армии, отправляется в Британию на поиски отца и его солдат. Вряд ли режиссеры Маршалл и Макдональд сговаривались прежде чем снимать свои фильмы на одну и ту же тему, но зато у зрителей есть шанс увидеть, так сказать, историю с продолжением в двух картинах. Будет ли «Орел девятого легиона» лучше «Центуриона»? Поживем — увидим.