5 апреля в большом зале Центрального дома предпринимателя стартует фестиваль «Датская волна». Когда заходит речь о датском кино, первым делом называют имя Ларса фон Триера. Триер на нынешнем фестивале будет, хотя и в несколько нетрадиционной для себя ипостаси – в качестве консультанта – отборщика картин для ретроспективы «Датская киноклассика». В отличие от основной программы отобранные «триеровские» фильмы покажут в Музее кино: «Гертруда», «Голод», «Добро и зло». «Гертруда» – последний фильм классика Карла Теодора Дрейера («Страсти Жанны д’Арк») о женщине, разочаровавшейся в любви. «Голод» – экранизация одноименного романа Кнута Гамсуна: галлюцинаторно-эротический бред одного начинающего писателя. «Добро и зло» – картина-эксперимент Йоргена Лета, в 60-х считавшегося одним из центровых представителей датского поэтического модернизма.

На втором месте после Триера в рейтинге главных датских кинодостопримечательностей идет «Догма» – знаменитый киноманифест о том, как надо снимать антиголливудское кино. На нынешнем фестивале будет пара фильмов, отснятых по законам «догматиков» и ими же сертифицированных: «Догма № 28» – трагикомедия Сусанне Биер «Открытые сердца» и «Догма № 21» – «История любви» Оле Кристиана Мадсена. Первая – о непредвиденных сюрпризах судьбы, которые рушат самые продуманные планы. Вторая – о сюрпризах, которые невзначай преподносят друг другу сами люди, порой очень близкие.

В тематическом отношении на нынешнем фестивале лидирует мрачный мотив внезапной смерти. В «Открытых сердцах» жених накануне свадьбы попадает в автокатастрофу; в триллере «Летнее солнцестояние» сестра главного героя кончает жизнь самоубийством; в «Страхе Икс» таинственная гибель жены заставляет персонажа по имени Гарри взяться за частное расследование.

Еще одна тенденция «Датской волны» – много дебютных лент. «Скамейка» Пера Флая – из них самая обласканная критикой и собравшая немало национальных (и не только!) призов, среди которых пять «Робертов» – «Оскаров» по-датски. Пресса уже сравнивает дебют Флая с картинами Кена Лоуча и Майка Ли. Что ж, по тематике действительно похоже: «Скамейка» – история об одиноком алкоголике Кае, который спустя 19 лет вдруг решил встретиться со своей взрослой дочерью.

Музыкальная фэнтези-комедия «Чудеса» – режиссерский дебют Наташи Арти. У 12-летнего Денниса жизнь не клеилась, и вот однажды ему явился ангел и пообещал исполнить все желания, если мальчик откажется употреблять бранные слова… Еще один дебют и еще один фильм, рассчитанный преимущественно на детскую аудиторию, – «Зови меня просто Аксель» Пиа Бовин. Главному герою здесь 10 лет, но проблемы его мучают не меньшие, чем Денниса. Правда, на этот раз ангела, исполняющего желания, по сценарию не предусмотрено.

Детской аудитории на фестивале «Датская волна» посвящена еще одна программа – мультипликационная. Впрочем, не стоит пропускать анимацию и взрослым – все-таки редчайший случай ознакомиться с неигровой продукцией скандинавов. К тому же подборку из трех короткометражек украшает фильм с названием «История о собаке и рыбке», проанонсированный организаторами следующим образом: «История несчастной любви собачки и рыбки, которых разлучили жестокие классовые барьеры».

И наконец, последнее – два фильма Томаса Гислассона, на которые следует обратить повышенное внимание. Первый – документальная лента «Высшая мера» – рассказывает историю коммунистического лидера Дании Арне Мунк-Петерсена, который в 1937 году пожаловал с «дружественным визитом» в СССР и обратно на родину уже не вернулся. Второй – драма «Точка зрения» – о молодой датчанке, которая хотела, да не вышла замуж. Девушка отправилась в Лас-Вегас и там повторила трюк одной из героинь Джулии Робертс – сбежала с собственной свадьбы. Может, по сюжету оба фильма не слишком привлекательны, но пропускать их не стоит, особенно поклонникам Триера. Все-таки Томас Гислассон – тот, с кем Ларс в свое время писал сценарии к «Европе» и «Королевству».

Датская волна

В Центральном доме предпринимателя (ул. Покровка, 47) продолжается фестиваль «Датская волна». 12 апреля будут показаны фильмы «Зови меня просто Аксель» (11.00), «Страх Икс» (21.30) и «Скамейка» (23.30). Первая лента – для детей. В этом году она получила приз Берлинского кинофестиваля. Это история десятилетнего мальчика, который решился принять участие в песенном конкурсе. «Страх Икс» – триллер. У главного героя при загадочных обстоятельствах умерла жена. После ее смерти парня замучили галлюцинации, побудившие его предпринять частное расследование. Сюжет довольно сильно напоминает недавно прошедшую в нашем прокате «Стрекозу» с Кевином Костнером в главной роли. Но, несмотря на это, сравнивать все же не стоит: Дания – это Дания, и Голливуд от нее ох как далеко.

Третий фильм – мелодрама «Скамейка» Пер Флая. Картина оказалась чрезвычайно урожайной по части всевозможных наград и призов, завоевав в том числе и 5 «Робертов». Пресса уже сравнивает дебют Флая с картинами Кена Лоуча и Майка Ли. Что ж, по тематике действительно похоже: «Скамейка» – история об одиноком алкоголике Кае, который спустя 19 лет вдруг решил встретиться со своей взрослой дочерью. Кроме фильмов основной программы на этой неделе можно будет также посмотреть первую картину из «Секции датской киноклассики». Ларс фон Триер, взявший на себя функции эксперта-отборщика картин для этой программы, рекомендует посмотреть «Гертруду» – последний фильм главного датского классика Карла Теодора Дрейера («Страсти Жанны д’Арк»). Это лента о женщине, разочаровавшейся в любви. Посмотреть ее можно будет в Музее Кино 12 и 13 апреля в 19.30.

19 апреля – третья суббота фестиваля «Датская волна». В большом зале Центрального дома предпринимателей (ул. Покровка, 47) покажут «Чудеса» Наташи Арти (11.00), «Переулок счастья» Мортена Арнфреда (19.00) и «Историю любви» Оле Кристиана Мадсена (21.00). Мюзикл, фарс, фантастика – все смешалось в дебюте Наташи Арти, который можно порекомендовать посетить как детям, так и их родителям. У 12-летнего Денниса жизнь не клеилась, и вот однажды ему явился ангел и пообещал исполнить все желания, если мальчик откажется употреблять бранные слова… «Переулок счастья» – комедия, которая начинается с весьма печальных обстоятельств. Жизнь домохозяйки Сары ползет по швам, когда внезапно распадается ее 25-летний брак. Но беда идет под руку с радостью: случайное знакомство с таксистом, который моложе героини на целых 15 лет, привносит в ее существование массу занимательных моментов.

Третий фильм программы – «История любви» – картина из серии «Догма». Сертификат за № 21 свидетельствует о том, что типично датская семейная история будет снята камерой «с руки», без малейшего намека на искусственный свет, звук и спецэффекты. Кроме трех фильмов основной программы на этой неделе в Музее Кино можно будет ознакомиться с шедеврами датской классики, отобранными лично Ларсом фон Триером. «Голод» (14, 15 апреля в 19.30) – экранизация одноименного романа Кнута Гамсуна: галлюцинаторно-эротический бред одного начинающего писателя. «Добро и зло» (16, 17 апреля в 19.30) – картина-эксперимент Йоргена Лета, в 60-х считавшегося одним из центровых представителей датского поэтического модернизма.