27 марта на экраны выходят «Банды Нью-Йорка» – самый знаменитый «долгострой» Мартина Скорсезе. Звезды первой величины в главных ролях, самые престижные кинонаграды мира в копилке. Лента снималась 3 года, в то время как существовала в проекте все 33. В «Бандах Нью-Йорка» меня привлек жанр. Нечасто встретишь в современном кинозале масштабную историческую сагу. «Жизнь замечательных людей» – пожалуйста: наперегонки появляются фильмы о математике Нэше, писательнице Айрис, художнице Фриде. Исторических боевиков тоже пруд пруди: американцы сражаются за себя, любимых, от Перл Харбора до улиц столицы Сомали («Черный ястреб»). Встречаются исторические мелодрамы (правда, пореже): взять хотя бы недавнюю «Историю с ожерельем». Сюжеты авантюрные, романтические, биографические…

            На этом фоне новый фильм Мартина Скорсезе выглядит белой вороной. Он серьезен, масштабен, глубок, и это выгодно отличает его от «скорописных» творений современного Голливуда.

            1863 год. Нью-Йорк. Молодой парень со странным именем Амстердам появляется в районе Билла Мясника – знаменитого главаря банды «Парни из Бауэри», поддерживающей партию Настоящих американцев. Вскоре новичок входит в «ближний круг» бандита, становится едва ли не правой его рукой, спасает ему жизнь, а после… во время одного из совместных мероприятий пытается его убить. Оказывается, юноша – не кто иной, как подросший сын священника Валлона, заколотого лично Биллом Мясником во время кровавой уличной разборки 1843 года. В то время Валлон возглавлял банду «Дохлые кролики», которая боролась за права переселенцев из Ирландии на территории Нью-Йорка…

            Ирландцы, американцы… Признаюсь, вся эта борьба «лимитчиков» с «настоящими американцами» меня не очень-то заинтересовала. Слишком давняя история, слишком чужая. Расстроил и красавчик Лео. Когда он появился в первых кадрах, показалось, что вернулись славные времена «Полного затмения», где совсем юный Ди Каприо играл задиристого и сумасшедшего поэта Рембо. Но это только показалось. За прежней формой больше не ощущалось ни малейшего намека на содержание. Лео стал ходячей рекламой внутри нового фильма. Вся его роль оказалась сотканной из эффектного позирования перед объективом. Говорят, он вкладывал в проект свои деньги. Вложил, видимо, так много, что Скорсезе не смог диктовать условия.

            Режиссер «отыгрался» на другом персонаже. Фантастическая находка «Банд Нью-Йорка» – Дэниэль Дэй Льюис, который снимается раз в пять лет и предпочитает простое семейное счастье ролям во «Властелине колец», «Гарри Поттере» и «Солярисе». Насколько слаб главный герой в лице Ди Каприо, настолько силен его противник. И хотя очевидно, что в финале Билла Мясника ждет судьба папаши Валлона с ножом под ребро, до самого последнего момента надеешься: авось пронесет.

            Но самое сильное впечатление от «Банд Нью-Йорка» – батальные эпизоды. Скорсезе удалось достигнуть почти гипнотического эффекта за счет контрастов – жесточайший натурализм насилия соседствует с философским символизмом, беззвучные мизансцены – с истошными воплями. В итоге пара сцен – и главная идея фильма «Америка рождалась на улицах» ясна. Не надо ни сахарных эпизодов с Ди Каприо и Кэмерон Диаз, ни долгих перемываний всех тонкостей политической ситуации полуторастолетней давности. Фильм оживает на глазах и порождает в душе почти такой же эмоциональный взрыв, как современная программа новостей.

 

5 фактов о «Бандах Нью-Йорка»:

  • У Скорсезе все должно быть натурально. Поэтому на съемках Кэмерон Диаз по-настоящему лупила Лео по лицу. Впоследствии актер жаловался прессе: «У Кэмерон жесткий удар. После нескольких дублей мое лицо онемело и в голове помутилось».
  • Рассказывают, что исполнитель роли Билла Мясника Дэниэль Дэй Льюис все время съемок слушал записи Эминема: якобы это помогло ему правильно изобразить на экране состояние тлеющей ярости.
  • Лиам Нисон – по фильму отец героя Леонардо Ди Каприо – сразу же после подписания контракта попал в аварию и переломал себе кости. В этом увидели дурное предзнаменование. В итоге съемки сцен с Нисоном Скорсезе «задвинул» на самые последние дни.
  • Первоначально фильм должен был идти 3 часа 50 минут. Но после скандала, разгоревшегося между Мартином Скорсезе и продюсером Харви Вайнштейном, общий хронометраж «ужали» до 2 часов 48 минут. Надо заметить, для современного кино тоже не слишком традиционная продолжительность.
  • В одном из кадров «Банд Нью-Йорка» появляется сам Мартин Скорсезе: ищите мохнатые брови!

 

            «Бандам Нью-Йорка» Мартина Скорсезе 33 года. Впервые идея экранизации документальной книги Герберта Эсбери родилась у постановщика «Таксиста» и «Последнего искушения Христа» в 1970 году. В 1978-м появились первые наметки. Фильм был запланирован к постановке на 1980–1981 годы. Но тут крупнобюджетная лента «Врата ада» с треском провалилась, и студийное руководство с перепугу решило заморозить на время постановку всех находящихся в производстве дорогих исторических драм. «Банды Нью-Йорка» воскресли только в начале 1999 года. Тогда на руках у Скорсезе был один-единственный козырь – Роберт Де Ниро: актер согласился играть Билла Мясника. Под Скорсезе и Де Ниро знаменитый продюсер Харви Вайнштейн и выбил средства. Вскоре к проекту присоединился Леонардо Ди Каприо.             «Растранжиривание» средств на звезд первой величины прекратилось, как только финансы, мягко говоря, запели романсы. И тогда Вайнштейн принял решение: искать более дешевые, чем Голливуд, места для съемок. В итоге Америку позапрошлого века нашли в Италии. Но Де Ниро наотрез отказался ехать за границу. Таким образом, в проекте остались мечтающий о возвращении славы серьезного исполнителя Ди Каприо, «оскароносец» Дэниэль Дэй Льюис, пришедший на замену Де Ниро, и Кэмерон Диаз, о которой поговаривали, что это именно она подняла первоначальный бюджет с 60 до 80 млн. долларов.