Голливуд – это не только слава, это еще и деньги. Очень, очень большие деньги. За роль. Добро пожаловать в знаменитый «Клуб 20 миллионов»!
Cуммы актерских гонораров, которые указываются на популярных интернет-сайтах, на самом деле открывают далеко не всю правду о «заработках» кинознаменитостей. В реальности большинство звезд первой величины, помимо гонорара, подписывают договоры на «участие в доходах» от сборов. Например, Том Круз или Брюс Уиллис запрашивают от 15 процентов и выше.
Так, Круз после съемок фильма «Миссия невыполнима» унес домой около 70 миллионов долларов: 20 миллионов за роль плюс причитающиеся проценты. За кинохит «Шестое чувство» Уиллис получил в общей сложности 50 миллионов. Это была комбинация запрошенного гонорара в 20 миллионов, 17-процентного «участия в доходах» и его доли в доходах от продажи видео. Все просто.
Актерское казино
В погоне за большим кушем некоторые звезды любят поиграть в азартные игры. Они отказываются от солидной оплаты съемочных дней в обмен на доход, начиная с первого собранного в прокате доллара. Такие сделки особенно распространены в независимом кинопроизводстве, где продюсеры и режиссеры ограничены в средствах на оплату труда актеров. Первым, кто пошел на такой договор в «большом» кино, был Джек Николсон. Ради фильма «Бэтмен» он отказался от дневной оплаты и взамен выторговал долю от сборов и процент от продажи товаров с символикой фильма. В итоге, несмотря на роль второго плана, Николсон заработал 50 миллионов долларов.
Хотя Стивен Спилберг и не актер, он не уступает топ-звездам по доходам. Работая над рискованным проектом «Спасти рядового Райана», ни Спилберг, ни исполнитель главной роли Том Хэнкс не взяли ни доллара гонорара, зато выторговали себе на двоих 35 процентов от валовых сборов, что составило по 50 миллионов долларов на брата.
Еще один голливудец, обожающий риск, – Джеймс Кэмерон. Когда «Титаник» начал выходить за рамки бюджета, он отказался от оплаты своего труда. В итоге по всему миру фильм собрал 2 миллиарда, из которых 25 миллионов – достались Кэмерону.
Работа «на общественных началах»
Если бы «Титаник» провалился в прокате, получилось бы, что режиссер работал «на общественных началах». Но Кэмерон в этом голливудском казино выиграл. Чего не скажешь о других. Например, Джон Траволта продул вчистую, отказавшись от гонорара за фильм «Поле битвы – Земля». Актер договорился, что получит 25 процентов от сборов, если фильм соберет в американском прокате свыше 50 миллионов долларов, однако сборы едва перевалили за половину этой суммы. Подобная беда постигла и Брюса Уиллиса. Он ничего не запросил и ничего не получил в ответ на свой альтруизм и работу в «Завтраке для чемпионов», который собрал меньше 1 миллиона.
Порой актеры решаются проиграть в деньгах ради того, чтобы просто получить простор для реализации своих талантов. Так сделал Джим Керри, когда за участие в фильме «Шоу Трумэна» запросил «всего» 12 миллионов долларов вместо обычных 20. Когда фильм стал пользоваться успехом в прокате, Керри получил 30 миллионов от участия в доходах. Однако подобный план не сработал в случае с неудачной картиной Милоша Формана «Человек на Луне», где Керри сыграл главную роль.
Везунчик Адам
Адам Сэндлер вызывает нервный зуд у критиков и обозревателей, которые не устают удивляться феноменальному разрыву между его актерским талантом и гонорарами. Начинал он очень скромно, запрашивал самый низкий гонорар, но тщательно обговаривал участие в доходах от сборов. Но теперь, когда «Водонос» и «Большой папочка» принесли ему по 20 миллионов долларов каждый, он стал запрашивать гонорар, приближающийся к 30 миллионам (дерзость, которую может позволить себе разве что корифей Том Хэнкс).
Сэндлер, который «вступил» в клуб сравнительно недавно, признается, что еще не освоился с новым положением: «Я чувствую дискомфорт, когда вокруг слишком много людей. Я не особенно люблю бывать на публике. Я не люблю ходить по барам. Не люблю выполнять все эти обязанности знаменитостей. Ведь и большинство персонажей, сыгранных мною, – это люди, которые не всегда чувствуют себя комфортно за пределами узкого круга друзей».
Гибкий подход
Очень часто актеры, которые немного сошли с дистанции, такие как Сильвестр Сталлоне, Кевин Костнер, Харрисон Форд и Робин Уильямс, соглашаются на скромные гонорары, чтобы вернуться в игру. Иногда они работают бесплатно (как Сталлоне в «Стране копов» или Уильямс в «Лгуне Джекобе»), чтобы получить положительные отзывы критики, а если повезет, то и поучаствовать в доходах.
Примером гибкого подхода к проблеме гонораров может служить и Эдди Мерфи. В свое время за «Чокнутого профессора» он запросил недостойную его сумму в 12 миллионов долларов. Успех фильма помог ему вернуться в обойму, и за сиквел он спокойно выставил студии счет в привычные 20 миллионов.
Прожигатели жизни
Как же члены 20-миллионного клуба «прожигают» жизнь, отягощенную таким богатством? Единого рецепта не существует. Например, Леонардо Ди Каприо – самая молодая суперзвезда – одержим женским полом и откровенно признается, что тратит на красавиц не только деньги, но и почти все свободное время. Хотя о его мужских способностях поступают самые противоречивые сведения, донжуанский список Лео от этого не становится менее внушительным. «Я одержим девушками, – говорит актер, – в моем возрасте, когда гормоны подстегивают, в голове остается мало места для чего-то, кроме секса».
На другом полюсе уже остепенившиеся стареющие полубоги, такие, как Арнольд Шварценеггер, который старается быть хорошей ролевой моделью и всерьез подумывает о политической карьере. «В одном я уверен, – вещает Шварценеггер со своего Олимпа, – в ближайшие несколько лет я оставлю актерскую профессию. У меня только одна жизнь, и я хочу в ней сделать как можно больше. Ничто так не освежает ум, как начать с самого низа и пройти весь путь до конца. Это, может, режиссура, а может быть, и политика».
Узкий круг
Для многих из «Клуба 20 миллионов» узким кругом друзей является круг таких же, как они, самых знаменитых и самых высокооплачиваемых. Среди своих они чувствуют себя комфортно, не опасаясь вызвать зависть или нездоровое любопытство. Например, Дэнни Модеру, мужу Джулии Робертс, оказалось довольно непросто освоиться среди друзей жены. Особенно ему досаждает нежная дружба между Робертс и Джорджем Клуни.
Недавно Джордж позвонил Джулии, чтобы пригласить ее на барбекю по случаю Дня святого Валентина, где должна была собраться вся суперкоманда «Одиннадцати друзей Оушена». Джулии не было дома, и к телефону подошел Дэнни. Джордж не смог удержаться от «подначки»: «Обещаю не обнимать и не целовать твою жену». По свидетельству очевидца, Дэнни напрягся и выдавил ответную «шутку»: «Да, брат, а я обещаю не обнимать и не целовать тебя». Теперь все друзья считают, что Джордж придумал бы что-нибудь позабавнее. Видимо, и бедный Дэнни тоже так считает.
Чем заняться молодому и богатому
Недавний член клуба Крис Такер исчерпывающе описал свою реакцию на изменения, происшедшие в его жизни в связи с повышением гонораров до 20 миллионов долларов. На вопрос, что он делал для своего удовольствия в последние три года, степенно ответил: «Я люблю путешествовать. Люблю смотреть по ТВ исторический канал, «Дискавери», такого рода вещи». Корреспондент, ошарашенный таким ответом, достойным скорее скромного пенсионера, уточнил: «Но вы молоды и богаты – вы должны баловать себя, совершать безответственные поступки».
«О, господи… Ну да, я, например, купил «Феррари», – ответил актер. – Это такая забавная машина», – и дальше Такера понесло: «Она полезна для здоровья. Для отношения к жизни. Садишься в этот автомобиль и просто едешь куда-то в долину Топанга или еще куда. Это развлекает. Развлечения необходимы. Но, знаете, я стал более зрелым. Если бы я был молодым, я бы со всем этим не справился. Я имею в виду, что я бы это не оценил. Машина для меня ничего не значит, но так здорово уехать на выходные. Я пытаюсь тратить деньги мудро, но так хорошо время от времени побаловать себя».
Актер из Книги Гиннесса
Большинство членов клуба – довольно зрелые люди, действительно не слишком склонные к безумствам. Один из них – Харрисон Форд. В 2001 году он был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый богатый актер-мужчина. Сейчас он живет на ферме в Вайоминге, в доме, который сам построил. Не отказывает себе в дорогих игрушках, например, любит полетать на собственных самолетах – Bonanza, Gulfstream IV, DeHavland Beaver, а также на вертолете Bell Longranger. Часто сам совершает полеты между Вайомингом и Нью-Йорком, где у него квартира.
Форд известен как борец за чистоту окружающей среды. Благодарные ученые назвали его именем вновь открытую разновидность паука и центральноамериканского муравья (Pidole harrisonfordi), а именем его дочери Джорджии – бабочку.
За фильм «К-19» Форд получил 25 миллионов долларов плюс 20% от валового сбора. Кстати, валовые сборы от его фильмов последних десятилетий (не считая ранних фильмов «Звездные войны» и «Индиана Джонс») составили в США 3,18 миллиардов долларов, а по всему миру – 5,65 миллиарда. Ни один другой актер в истории кино не делал таких сборов.
Хиты по дешевке
Снимать суперзвезд для студий престижно, но безумно накладно. Именно финансовые расчеты объясняют, почему мы так редко видим двух актеров первой величины в одном фильме, например, Тома Круза вместе с Мег Райан или Джулией Робертс. Если Круз и Робертс окажутся вместе в одном проекте, студии придется раскошелиться на 40 миллионов одного только гонорара, плюс 25 – 30 процентов от доходов.
Кроме того, крупные звезды, которые «делают» успех фильма, часто требуют себе «льготы» в виде оплаты личных ассистентов, тренеров, поваров, пилотов и т.п. Остается только догадываться, какой головной болью оборачиваются такие «звездные проекты», как «Люди в черном», не говоря уже об «Одиннадцати друзьях Оушена».
В поисках выхода кинопроизводители все чаще обращаются к такие проектам, как «Американский пирог», – успешным, но без участия звезд первой величины. Маленькие «звездочки» довольствуются 5 – 6 процентами от сборов, что позволяет студиям получать реальный доход. Зачастую в ущерб нам, бедным зрителям.
Фильмы дорожают
В 1941 году фильм в США стоил в среднем 400 тысяч долларов. К 1949 году стоимость лент подскочила в среднем до миллиона. Эта ситуация сохранялась до 1972 года, когда стоимость фильма выросла до 1,89 миллиона, а в 1978 году она составляла уже 5 миллионов. Следующий скачок произошел в 1981 году – 10 миллионов, а в 1987 году средняя лента обходилась уже в 20 миллионов. К 1997 году – 54 миллиона. Сегодня навороченное кино со спецэффектами может обойтись студии в сумму, зачастую превышающую 100 миллионов долларов.
Как же при этом росли сборы от посещения кинотеатров? В 1950 году на посещение кинотеатров жители США израсходовали 1,4 миллиарда долларов, или 77,6% расходов на зрительные увеселения. В последующие два десятилетия расходы на кино временами падали, а если росли, то незначительно. В 1975 году они составили 2 миллиарда долларов, или 53% от расходов на зрительные увеселения. В последние десятилетия сборы от посещения кинотеатров, конечно, росли, но не такими темпами, как расходы на создание фильмов. В 90-е годы сборы достигли 5 – 6 миллиардов долларов.
Сколько стоит звезда?
Гонорар за один фильм
1-я категория
Молодой Голливуд
- Леонардо Ди Каприо. Просит 20 миллионов за фильм, но подходит к делу гибко. Например, за «Поймай, если сможешь» запросил меньше, а в «Банды Нью-Йорка», когда с фильмом начались финансовые проблемы, вложил собственные деньги.
2-я категория
Голливуд средних лет
- Том Хэнкс. 25 миллионов.
- Том Круз. 25 миллионов + проценты.
- Джулия Робертс. 25 миллионов.
- Джим Керри. 25 миллионов.
- Мел Гибсон.25 миллионов.
- Брюс Уиллис. 25 миллионов.
- Адам Сэндлер. 25 миллионов, но к делу подходит гибко.
- Майк Майерс. 25 миллионов.
3-я категория
Зрелый Голливуд
- Арнольд Шварценеггер. Свыше 20 миллионов (за участие в «Терминаторе-3» получит 30 млн. долларов).
- Харрисон Форд. 25 миллионов.
- Сильвестр Сталлоне. 20 миллионов.
- Майкл Дуглас. 20 миллионов.
- Роберт Де Ниро. 20 миллионов.
- Томми Ли Джонс.17–20 миллионов.
- Джек Николсон. От 10 до 20 миллионов.