О существовании исландского кино  догадывается далеко не каждый житель Рейкьявика. Иное дело те, кто с 20 по 23 марта соберется на фестивале исландского кино в кинотеатре «Фитиль», – они воочию увидят ленты, созданные на самом «Диком Западе» Европы. Два года назад в Москве и Петербурге уже проводились Дни исландского кино. Из шести картин пять принадлежали главному кинодеятелю острова гейзеров – Фридрику Тору Фридрикссону.

            Поскольку кроме Фридрикссона кино в Исландии снимают два или три человека, ему приходится быть мастером на все руки. Комедии и трагедии, документальные фильмы и ленты для детей… Благодаря одной из своих лент – «Дети природы» (1991) – он достиг небывалой высоты: выдвигался на премию «Оскар» за лучшую иностранную ленту. Но Москва – не Лос-Анджелес. В 2001 году ленты Фридрикссона были встречены у нас прохладно. Тему экспансии исландского кино в Россию можно было закрыть. Но как бы не так! Оказалось, в 2001-м нам показали не все картины – нынче исландцам не терпится отдать последнее.

            Лозунг фестиваля «Бьорк, кино и рок-н-ролл!!!» возник не случайно. Пересматривая свою же документальную ленту начала 80-х «Рок в Рейкьявике», посвященную «живым» выступлениям местных рок-команд, Фридрикссон обнаружил, что в кадр несколько раз попала совсем юная Бьорк – ныне в России культовая певица. Так во второй раз ленты Фридрикссона отправились в Москву.

            За три весенних дня нам продемонстрируют два художественных и один неигровой фильмы. Помимо «Рока в Рейкьявике» на фестивале будут крутить автобиографическую комедию «Дни кино», сюжетно напоминающую классическую ленту Вуди Аллена «Дни радио». Но самое главное событие – российская премьера выходящей в отечественный прокат ленты «Соколы», ставшей самым громким проектом в истории исландского кино. Главную роль в фильме сыграл Кит Кэрредайн, голливудский актер, в молодости взявший «Оскара».

            Саймон – простой парень, вернувшийся из американской тюрьмы в Исландию. На родине он знакомится с юной оторвой по имени Дюе. Вместе они отправляются в Германию, собираясь разбогатеть, продавая местным бюргерам исландских соколов. Однако попытка устроить из страны Гёте птичий рынок быстро сходит на нет. На пути парочки встает организованная преступность…

            Еще фестиваль двухлетней давности показал, что от Исландии не стоит ждать сверхоригинальных сюжетов, нетрадиционных режиссерских решений и необыкновенной актерской игры. Видимо, и на этот раз будет в меру драматично, скромно, несколько занудно и затянуто, но, впрочем, для кого-то, безусловно, мило… Таким образом, на новых Днях исландского кино сотрясаний основ не предвидится.