На этой неделе начинается 32-й Московский международный кинофестиваль. «Ваш досуг» советует, на какие фильмы билеты стоит покупать в первую очередь.

Председатель жюри 32-го ММКФ Люк Бессон везет на фестиваль свой новый фильм «Необычайные приключения Адель»

Любой фестиваль — лотерея как для фильмов, так и для зрителей. Тем более что отборщики и жюри в последнее время ставки делают не на регалии и громкие имена, а на разнообразие и сюрпризы. Как это случилось на недавнем Каннском кинофестивале, когда «Золотую пальмовую ветвь» вручили неизвестному широкой публике Апичатпонгу Вирасетакулу.

Немало сюрпризов, будем надеяться, таит в себе и конкурсная программа нынешнего ММКФ: о большинстве режиссеров-участников мало что слышали не только зрители, но и критики. Кроме того, киноманское пиршество ожидает нас в многочисленных дополнительных программах и ретроспективах, которые на московском фестивале традиционно составляют изобретательно и с любовью.

Судьи и гости. Под председательством Люка Бессона судить основную программу призваны литовский режиссер-авангардист Шарунас Бартас, постоянный продюсер Михаэля Ханеке австриец Файт Хардушка и две звезды-актрисы — чилийка Каталина Сааведра и россиянка Мария Миронова.

Церемонии открытия и закрытия станут реверансом родине кинематографа — Франции, год которой объявлен нынче в России. Фильмом открытия будет новая мелодрама Клода Лелуша «Женщина и мужчины». А закроют фестиваль «Необычайные приключения Адель» председателя жюри Люка Бессона — фэнтезийный блокбастер с мумиями и птеродактилями, которые оккупируют Париж с легкой руки придумавшей их юной романистки.

Единственный российский участник конкурса — «Воробей» режиссера Юрия Шиллера.

Конкурс
обещает быть остросюжетным. В шести из пятнадцати картин происходит бытовое убийство, еще шесть кружатся вокруг рокового предательства. Надежды внушает драма «Разные матери» румына Михая Ионеску, основанная на реальной истории из жизни режиссера Кшиштофа Кисьлевского. Эротическая драма «Это начинается с конца» француза Мишеля Коэна могла бы вызвать на нынешнем Каннском кинофестивале шумиху, сравнимую с эффектом «Антихриста». Но, по слухам, настолько шокировала каннских отборщиков, что те в последний момент исключили картину из конкурса. Благодаря чему она и переехала на ММКФ. Радуемся, предвкушая свидание с прекрасной Эмманюэль Беар. Единственный отечественный фильм в конкурсе — «Воробей» Юрия Шиллера — портрет нищей российской глубинки, снятый в жанре поэтического реализма.

Гала-премьеры. Самое ожидаемое событие — премьера документальной фрески о жизни подводного мира «Океаны» от авторов нашумевших «Птиц» Жака Перрена и Жака Клузо. Также планируется первая в истории ММКФ 3D-премьера — анимационную экшн-комедию «Гадкий я» представит ее продюсер Крис Меландри, в послужном списке которого «Ледниковый период».

Постановщика фильма «Символ» Хитоси Мацумото называют новым Такеши Китано.

Специальные программы


«Восемь с половиной фильмов». Программа кинокритика Петра Шепотинника традиционно включает картины, отмеченные на престижнейших европейских фестивалях. Обещаны бесшабашная японская фэнтезийно-сюрреалистическая комедия «Символ» Хитоси Мацумото (приз Канна за лучший сценарий) и израильская военная драма «Ливан» Самуэля Маоза («Золотой лев» Венеции).

«Московская эйфория — выбор Фипресси». Андрей Плахов будет показывать дебютные фильмы нынешних мэтров артхауса. Удачная возможность увидеть на большом экране ранние картины Михаэля Ханеке и «Жизнь Иисуса» Брюно Дюмона.

«Выбор поколения нулевых» тематически примыкает к «Эйфории». Молодые русские режиссеры (Буслов, Мизгирев, Сигарев, Хомерики, Волошин и другие) лично представят шедевры, пробудившие в них страсть к кинематографу. Список тщательно скрывается организаторами. Так же, как и картины гурманской программы Кирилла Разлогова «Секс, еда, культура, слава...».

«Новое российское кино» в Доме кино представит 20 картин — в том числе пять премьер и пять дебютов. Рекомендуем новые работы Андрея Прошкина («Апельсиновый сок»), Дмитрия Месхиева («Человек у окна»), Николая Лебедева («Фонограмма страсти»), Ольги Столповской («Случайная связь») и Анны Фенченко («Пропавший без вести»).