Выдающиеся мастера экшна Майк Ньюэлл и Джерри Брукхаймер затеяли масштабную экранизацию знаковой компьютерной игры 1990-х. Бодрый дух бродилки сохранился и в кино, но добавилась любовь.

Перед тем как запуститься с четвертыми «Пиратами Карибского моря», продюсер Джерри Брукхаймер и студия Disney решили порадовать публику новым аттракционом. Фильм «Принц Персии» с Джейком Джилленхолом сделан по мотивам весьма популярной компьютерной игры, первая версия которой появилась около четверти века назад. Ее герой прыгал по скалам и бегал по дворцам, стараясь завладеть волшебным клинком и не наткнуться на вражеские пики. То же самое персонаж теперь проделывает и в фильме, но препятствия сложнее, а враги опаснее. Кроме того, для кино, где у зрителей нет возможности интерактивно влиять на происходящее нажатием клавиш, пришлось сочинять отдельную историю.

Волею авторов прекрасный принц Дастан оказался нищим по происхождению. Персидский король просто усыновил его, разглядев в уличном мальчишке большой потенциал. Картины беспризорного детства Дастана в жарком шумном ближневосточном городе засняты с модных ракурсов «Миллионера из трущоб», а у исполнителя роли маленького принца, 10-летнего Уилла Фостера, очевидно, совсем не детский разряд по паркуру. Так что планка для его взрослой ипостаси, для звездного Джейка, была задрана высоко. Но тот справился с физподготовкой. Не исключено, что накачанные Джилленхолом бицепсы и кубики на животе заставят взглянуть с новой стороны на актера, тяготевшего до сих пор к более интеллектуальным, драматическим ролям. Иногда и умнику, выходит, хочется стать попроще и держать наготове за спиной пару скрещенных коротких мечей.

По сюжету в руки к Дастану попадет еще один клинок, магический и древний. На его рукояти кнопка, управляющая так называемыми Песками времени: нажимаешь, песок сыпется, время поворачивает вспять. Как бы в качестве специального бонуса к клинку прилагается его хранительница, принцесса (бывшая девушка Бонда Джемма Артертон): ну как же без принцессы в диснеевском фильме? На пару с симпатичной хранительницей Дастан вынужден оборонять артефакт от злого шейха и клана киллеров-асассинов, а параллельно пытаться найти убийцу своего приемного отца-короля. Но даже несмотря на сильную занятость, молодые люди не забывают вести пикировку на почве взаимной любви-ненависти. Мириться, однако, придется, коль скоро им седлать одного коня на двоих.

Кстати, о фауне картины: помимо лошадей, в съемках «Принца Персии» приняли самое живое участие страусы и змеи. Страусов заставили бегать наперегонки, а рептилий дали на вооружение ассасинам, в том числе и в виде муляжей.

Пустыня в фильме подлинная, хотя и не персидская, а марокканская. Доходившую до 50 градусов жару участники съемок переносили стоически, а те, кто за кадром, старательно оберегали съемочную технику от песчаной бури. Песок скрипел на зубах актеров и портил оптику, но на визуальном ряде это не отразилось. И даже если что-то из увиденного кажется вторичным, невозможно определенно сказать: там «Мумия», а тут, скажем, «Английский пациент» (у «Принца Персии» тот же оператор). Собственный стиль у проекта все же есть. Трудно судить, чья тут заслуга больше: голливудского продюсера Брукхаймера, каждый раз старающегося притянуть в фильм все лучшее из доступного, или британского режиссера Майка Ньюэлла, который снял «Четыре свадьбы и одни похороны», а позже – «Гарри Поттера», ту серию, что про Кубок огня. Скорее всего, за стиль отвечает автор бродилки-первоисточника Джордан Мехнер. В конечном счете, все остальные играют в его игру. И фильм можно рассматривать лишь как один из ее вариантов, сохраненных для всеобщего ознакомления.