Экзистенциальная трагикомедия про человеческую душу как ходкий товар.

Дэвид Стрэтейрн и Пол Джиаматти

Актер Пол Джиаматти играет актера Пола Джиаматти, который пытается сыграть дядю Ваню, но репетиции как-то не спорятся. Пол слишком сливается чеховским героем, к тому же мешают его собственные сомнения в своей актерской состоятельности и вообще пресловутый кризис среднего возраста. Тут один приятель подсовывает ему журнал «Нью-Йоркер» со статьей, содержащей предполагаемое решение всех его проблем. Там рассказывается о новой модной услуге — заморозке душ — на определенное время клиент может избавиться от всех душевных мучений и пожить в свое удовольствие — а потом, если ему будет чего-нибудь не хватать, так и быть вернуть душу обратно. Пол думает, что операция поможет ему двинуться вперед в карьере, сдает душу и начинает вглядываться во внутреннюю пустоту. Оказывается, что без души, в общем так себе, Джиматти начинает все больше походить на симпатичного обдолбанного бобрика, и, кажется, это понимает — он возвращается в контору и просит вернуть ему душу — но доктор (Дэвид Стрэтейрн, главный герой «Спокойной ночи и удачи» Джорджа Клуни) уговаривает его повременить и попробовать для начала чью-нибудь новенькое — герой выбирает примерить душу неизвестного русского поэта. Как выясняется, Россия — главный поставщик донорских душ. Их скупают за копейки у нищего населения и перевозят через океан новые метафизические Чичиковы, среди которых Нина — Дина Корзун. Перевозка производится естественно в собственном теле контрабандиста, так что личность его постепенно разрушается и засоряется осколками чужих душ. Тут начальник Нины мафиози Олег дает ей особенное задание — привести душу какого-нибудь известного американского актера — для его любовницы Светы, на редкость бездарной сериальной актрисы, надеющейся таким способом, наконец, обрести талант (играет ее почему-то канадка Кэтрин Уинник, при том что все остальные русские — совершенно настоящие). Естественно под руку Нине подворачивается душа Пола, и когда тот окончательно решает вернуть статус кво, выясняется, что с его душа разгуливает неизвестно в каком виде по Санкт-Петербургу (туманный привет от еще одного классического произведения русской литературы про сбегающие части тела).

Да, «Холодные души» — именно такая чепуха, какой кажутся в пересказе. Даже большая, пожалуй. В пересказе их можно принять за эхо картин альянса Спайка Джонзи и Чарли Кауфмана («Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация») про распадающуюся творческую личность и шизофрению, выливающуюся из рассудка во внешний мир. Ничего подобного. Полнометражный дебют очень интернационального режиссера Софи Барте (родилась во Франции, жила на ближнем востоке и в Южной Америке, снимала даже на Украине) — какой-то удивительный сплав трехкопеечного сюрреализма, бездумной игры в классики, тяжеловесных взглядов с высоких зданий и рассуждений на опустевших пляжах. Кажется, задумки, подобные «Холодным душам» часто бывают у героев фильмов про сценаристов и режиссеров-неудачников. Они ходят с ними по студиям, показывают знакомым, и никогда не реализуют, демонстрируя несовместимость вдохновенного бреда со скучным правильным миром. Тот факт, что подобный фильм все же был снят и даже выпущен в прокат, вызывает, конечно, некоторый восторг, хотя идти на картину Барте — это все же не повод