Эксгумация Фредди Крюггера обернулась сплошным кошмаром.

Первых жертв Фредди мастерски использует в качестве приманки для следующих.

В связи с валом римейков в кино впору завести такое понятие, как стандарт. И новая версия похождений Фредди Крюгера – отличный для этого повод. В джазе принято использовать термин «стандарт», говоря об известных мелодиях, которые из-за количества аранжировок превратились в почти народные произведения. Выходит, новый «Кошмар на улице Вязов» – стандарт Уэса Крейвена 1984 года, переаранжированный в 2010-м продюсерской компанией Майкла Бея (это первый полнометражный фильм клипмейкера Байера, и про фигуру режиссера тут явно можно умолчать). Планируется переснять еще как минимум две части старого сериала.

Стоит напомнить базисный сюжет: Крюгер – ужасный маньяк с обгоревшим лицом в мятой фетровой шляпе и в красно-зеленом полосатом свитере. На руке у него перчатка, каждый палец заканчивается остро отточенным лезвием. Ими он обожает бряцать в целях устрашения жертв. Фредди является во снах подросткам и там их всячески истязает. Однако мучения, привидевшиеся в кошмарах, отражаются и на телах несчастных людей. Единственно возможный способ сопротивляться злодею – не спать. Хотя и он оказывается действенен только до поры до времени. После 72 часов бодрствования мозг частично отключается, граница между реальностью и сном пропадает, и сквозь обыденный распорядок дня – урок плавания, прослушивание музыки на айподе, ужин в закусочной – прорастает отвратительная обожженная рожа. Собственно, это главные ноты крейвеновского стандарта, которые легли в основу легендарного сериала: за первым фильмом последовало 6 продолжений. А в 2003-м Крюгера даже скрестили с Джейсоном – парнем с бензопилой и в хоккейной маске из «Пятницы, 13».

За четверть века Фредди прошел полный жизненный цикл. В 80-х он был абсолютным злодеем: его имя и образ всплывали первыми, когда говорили «фильм ужасов». Он был брендом – как кока-кола, Микки-Маус или Майкл Джексон. В советских школах про него рассказывали анекдоты в туалете («Слышал, как умер Фредди Крюгер? Пошел пописать и перепутал руку»). Кажется, он действительно умер, навсегда оставшись кошмаром тех времен. Молодежные хорроры 2000-х идейно перестроились после «Факультета» Родригеса и «Криков» того же Крейвена, подпустив в холодный ужас много иронии, а порой и откровенного стеба. А фильмы, строящиеся вокруг сна или воображения («Клетка», «Сайлент Хилл»), стали намного сложнее и эстетичнее, чем старорежимная пугалка про Крюгера.

И тут в 2010 году появляются продюсер Майкл Бей с режиссером-клипмейкером Байером, чтобы снять римейк первого «Кошмара». Ребята выдали очень аккуратное обращение к оригиналу вплоть до повторения сцены с перчаткой в ванной. В нем нет никаких постмодернистских заусенцев, ни одной по-настоящему смешной шутки, никаких ложных финалов, даже нет секса. А только ужас, ужас, ужас. Новый Фредди (Джеки Ирли Хейли – Роршах из «Хранителей») идеально справляется с ролью психопата. Новую Нэнси (Руни Мара) превратили в замарашку, зато ее бойфренд Квентин (Кайл Галлнер) – носит майку с Joy Division и объедается стимуляторами. Впрочем, тема наркотиков в «Кошмаре на улице Вязов» не играет такой ключевой роли, как в «Факультете». Это добротные час-сорок, предназначенные тем, кто родился в начале 90-х и никогда не трясся от страха в допотопных видеосалонах. Фильм можно рекомендовать в качестве продолжения пятничного свидания: девушка точно раз 5–7 вздрогнет и прижмется к пригласившему ее молодому человеку. Такая сцена – тоже в некотором роде стандарт.